Муниципальное Бюджетное Дошкольное Образовательное Учреждение детский сад №9 "Солнышко"

Нижегородская область, Кулебакский район, г. Кулебаки, ул. Адм. Макарова, д.2а

Телефон

8 (83176) 5 - 12 - 91

Эл. почта mbdouds9@bk.ru

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ «ПОДДЕРЖКА СЕМЕЙ, ИМЕЮЩИХ ДЕТЕЙ»

Кулебаки-округ.рф
Госуслуги

МОНО.РФ
ГСПИ

Официальный интернет-портал правовой информации

Роскомнадзор по Приволжскому Федеральному округу
Результаты независимой оценки качества оказания услуг в сфере образования по образовательным учреждениям г.о.г. Кулебаки
Скажем терроризму и экстремизму - нет

 

солнышко

 

 

 

 

 

МБДОУ детский сад №9 "Солнышко"

Адрес: Нижегородская область, г. Кулебаки ул. Адм. Макарова, д.2а
Телефон: 8 (83176) 51291
Эл. почта: mbdouds9@bk.ru

Конспект интегрированного занятия с использованием игровой обучающей ситуации в подготовительной группе комбинированного вида для детей с ОНР 6-7 лет Письмо в Африку.

26 января 2022 г.

Тема занятия: Письмо в Африку

Возрастная группа: Группа компенсирующей направленности для детей 6 – 7 лет ОНР

Автор: Таразанова Юлия Владимировна, воспитатель группы комбинированной  направленности, МБДОУ д/с №9  «Солнышко»

Цель: систематизировать и обобщить знания детей по темам: «Осень», «Деревья», «Листья», «Овощи», «Фрукты», «Перелетные птицы».

Интеграция областей: познавательное, речевое, художественно-эстетическое, социально-коммуникативное развитие.                     

Задачи

Образовательные:

  • Закреплять умение составлять предложения, опираясь на мнемотаблицу.
  • Способствовать развитию связной речи: умение отвечать на вопросы полными предложениями.
  • Учить составлять простые распространённые предложения.
  • Обогащать словарный запас.
  • Использовать в речи речевые конструкции, умение согласовывать существительные и прилагательные в роде, числе, падеже
  • Закреплять представления об обобщающих понятиях: овощи, фрукты, перелетные птицы, деревья, время года.
  • Закреплять представления детей о сезонных изменениях осенью
  • Обучать умению решать проблему, используя помощь взрослого.

Развивающие:

  • Развивать интонационную выразительность речи.
  • Формировать навыки связной речи.
  • Развивать психические процессы: воображение, фантазию, внимание, мышление.
  • Побуждать к самостоятельности в решении проблем, находить решение ситуативной проблемы.
  • Развивать общую и мелкую моторику, ручную умелость.
  • Формировать умение согласовывать речь с движением.

 

Воспитательные:

  • Развивать коммуникативные качества, умения работать и играть в коллективе.
  • Воспитывать желание спокойно договариваться, уступать друг другу, помогать окружающим.

Оборудование: ноутбук, экран, проектор, музыкальный центр

Материал: мнемотаблица, листочки для игры, засушенные листья, ватман с изображением силуэта Осени, клей, тряпочки, клеенки, кисточки.

Предварительная работа: разучивание стихов об осени, поговорок, пословиц, загадок, движений для логоритмики, пальчиковой гимнастики, изготовление силуэта Осени, создание видео роликов  о березе, ласточке, еже, их озвучивание, ролика –рассказа темнокожего ребенка, подборка музыкальных произведений.

Перечень методической литературы:

 Гербова В.В Развитие речи в детском саду.

 Затулина Г.Я. Конспекты комлексных занятий по развитию речи.

Нищева Н.В. Картотеки подвижных игр, упражнений, физкультминуток и пальчиковой гимнастики.

Сохин Ф.А., О.С. Ушакова, А.Г. Арушанова Занятия по развитию речи.

Рыжова Л.В. Методика проведения занятий познавательного цикла с детьми старшего дошкольного возраста.

Перечень художественной литературы:

 Рез З.Я, Гурович Л.М., Береговая Л.Б.   Хрестоматия для детей старшего дошкольного возраста.

Томилова С.Д. Полная хрестоматия для дошкольников

 

 

 

 

 

                                                Ход занятия

Мотивационной ориентировочный этап

Дети с воспитателем под музыку проходят в зал

Воспитатель: Ребята, к нам пришло необычное письмо. Его не принес почтальон. К нам пришло видеописьмо на компьютер. А пришло оно из далекой страны – Африки. Скажите, что это за страна?

Воспитатель: Да, в Африке постоянно жарко, растут бананы и другие экзотические фрукты. Давайте посмотрим и послушаем от кого же это письмо. Только оно на иностранном языке, я буду его вам переводить. Просмотр видеописьма: «Здравствуйте, дорогие ребята! Меня зовут Лаура. Я живу в далекой стране – Африке, где много-много обезьян, попугаев, бегемотов и других животных. Где растут апельсины, лимоны, ананасы и бананы. У нас в Африке очень-очень жарко. Здесь никогда не бывает зимы и снега. Однажды, я услышала стихотворение и не поняла, о каком времени года здесь говорится. Вот послушайте:

Миновало лето,

На полях и в рощах

Пусто и уныло,

Птицы улетели,

Стали дни короче,

Солнышко не видно,

Темны, темны ночи.

Объясните мне, пожалуйста. Я жду от вас ответа»

Воспитатель: Письмо очень интересное, согласитесь ребята? О каком же времени года говорится в стихотворении.

Воспитатель: Ребята, ответим Лауре? Только письмо мы писать не будем, а запишем его на камеру.

Основной этап

Для того чтобы рассказать об осени, нужно поближе с ней познакомиться, а для этого давайте отправимся в гости к осени.

Но прежде чем отправится, вспомним стихи об осени.

Дети читают стихи. Приложение 1

 Воспитатель: пора отправляться.

Звучит музыка, дети маршируют.

Останавливаются у экрана. На экране ролик «Береза».

Береза: «Здравствуйте ребята, узнали меня? Посмотрите, я в белом сарафанчике с черными карманчиками! Ну конечно же, березка. Зачем в гости пожаловали? Наверное, вы хотите узнать как я к зиме готовлюсь, ведь уже осень. Я вам расскажу.

Снова осень золотая…

Ветер листьями играет,

Улетает птичий караван…

От реки туман крадется,

Тучка дождиком прольется.

 

То ли дождик, то ли слезы –

С голых веток капает вода…,

Скоро может так случится,

Что и вьюга закружится,

Так в ноябре бывает иногда…

 

Листья падают с меня –

Скоро зимние морозы,

Нужно мне скорее засыпать…

Белый снег на ветки ляжет,

Он меня согреет даже,

Но весну я буду ждать…

Надеюсь, что я вам помогла»

Беседа:

-Все ли деревья сбрасывают листья?

-Какие не сбрасывают?

-Какое явление природы, связанное с листьями, бывает только осенью?

Воспитатель проводит игру «С какого дерева листок?»: Приложение 3

 Воспитатель: отправляемся дальше.

Дети шагают под музыку по залу и останавливаются у экрана.

На экране появляется ролик «Ласточка»

Воспитатель: Ребята, посмотрите, кого мы встретили?

Воспитатель: Птичка, расскажи нам про себя, как ты осень встречаешь?

Ласточка: «Тивит – тивит – тивит,

                     У меня приметный вид:

                     Я летаю низко –

                      Значит дождик близко.

                     Угадайте, что я за птичка –

                      Темненькая невеличка?

                      Белый у меня животик.

                      И двойной как будто хвостик.

                      Всех быстрее я летаю,

                       Мошек на лету хватаю»

Угадали, я птичка перелетная, как только приходит осень, мы ласточки, собираемся в стаи и улетаем на юг, в Африку, а по весне возвращаемся в родные края. А теперь мне пора, прощайте»

Воспитатель: Ребята, какие птицы еще улетают в теплые края?

Дети отвечают.

Воспитатель: отправляемся дальше, а чтобы было веселей идти, давайте споем.

 Логоритмика «Осень» Приложение 2

Дети садятся на стульчики у экрана.

 На экране появляется еж.

Воспитатель: ребята, посмотрите, кого мы встретили.

Еж: Здравствуйте, конечно вы меня узнали. Знаете, почему я такой колючий?

Это я на всякий случай:

Знаете, кто мои соседи?

Лисы, волки и медведи!

А вообще я не колючий,

Ты узнай меня получше!

Это колются иголки.

А под ними я не колкий.

Протопал немало стёжек

По лесам колючий ёжик

Я трудился не напрасно-

Делал на зиму запасы.

Пусть морозы не страшат

Ни ежиху! Ни ежат!

Потому что, на зиму, мы ежи ложимся спать, а когда станет теплеть, мы проснемся. Некогда мне тут с вами, дел много, мне еще норку найти надо, где укрыться до весны»

Воспитатель: Каких животных вы еще знаете, которые на зиму впадают в спячку?

А есть ли животные, которые не спят? Что же они делают осенью?

 Звучит музыка, в зал входит Осень.

Осень «Здравствуйте ребята, отгадайте, кто я?

«Несу я урожаи, поля вновь засеваю,

Птиц к югу отправляю, деревья раздеваю,

Но не касаюсь елочек и сосен.

Так кто же я? Я… осень»

Угадали, а зачем в гости пожаловали?»

Воспитатель: нам пришло видеописьмо из Африки, и нас попросили рассказать о тебе, об осени, помоги нам, пожалуйста, составить видео письмо.

Осень: хорошо, я вам помогу, но прежде, скажите, знаете ли вы загадки обо мне, пословицы, поговорки? Приложение 4

Осень: есть у меня волшебные рисунки, которые помогут вам составить рассказ обо мне, посмотрите на экран.

 Составление предложений  по мнемосхеме.  Приложение 5

Дети составляют рассказы.

Осень: молодцы, у вас получилось интересный рассказ. До свидания дети, мне пора, до следующего года.

Осень уходит под музыку.

 Звучит музыка, в зал входит Осенний листочек (воспитатель).

Здравствуйте ребята, я -  осенний листочек, прилетел к вам на помощь. Я слышал, что вы сочиняете письмо в Африку.

Листочек: А вам  бы хотелось, чтобы дети из Африки, увидели, какие бывают листочки осенью. Как мы смогли бы показать? Рассуждения детей

Давай вместе  сделаем портрет Осени из осенних листочков.

Листочек: Давайте пройдем к столу, но прежде чем приступить к работе, сделаем пальчиковую гимнастику

Выполнение пальчиковой гимнастики. «Осенний букет» Приложение 6

 

Выполнение коллективной работы «Портрет Осени», из сухих листьев.

Дети совместно с воспитателем обсуждают ход деятельности.

Вспоминают правила работы с материалами. Воспитатель осуществляет индивидуальный подход с помощью наводящих вопросов

Листочек: Посмотри ребята, какой яркий и красивый портрет у нас получился! Молодцы ребята! Когда я полечу в Африку покажу всем африканским детям портрет Осени из сухих листьев. Какое замечательное путешествие у нас получилось.

Заключительный этап

Рефлексия: «Дерево впечатлений»

Ребята, а вам понравилось путешествие?

Если вам было интересно и всё понравилось прикрепите на наше дерево жёлтый листочек, если было не очень интересно зелёный листочек, и красный листочек если не совсем удовлетворены путешествием.

А теперь закройте глаза подумайте, оцените и прикрепите листочек.

Посмотрите какое красивое дерево получилось из желтых листьев.

Значит путешествие было интересным и увлекательным.

Листочек: А за то, что вы старались, составили рассказ об осени, сделали портрет и помогли детям из жаркой Африки узнать об осени, мы, с Осенью дарим вам сладкое угощение. А мне пора отправляться в Африку, до свидания ребята.

Воспитатель и дети под музыку отправляются в группу.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

            

 

 

 

 

 

                Приложение

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 1

Стихотворения

Где-то остались леса и дубравы,

Ягоды, фрукты, деревья и травы.

Ну, а теперь – только листья желтеют

И опадают, как только умеют!

                               

 

Ходит осень в нашем парке

Дарит осень всем подарки:

Бусы красные – рябине,

Фартук розовый – осине,

Зонтик желтый – тополям,

Фрукты осень дарит нам.

                               Автор Игорь Винокуров

 

            Осень.

Березы косы расплели,

Руками клёны хлопали,

Ветра холодные пришли,

И тополи затопали.

Поникли ивы у пруда,

Осины задрожали,

Дубы огромные всегда,

Как будто меньше стали.

Всё присмирело. Съежилось,

Поникло, пожелтело.

Лишь елочка пригожая

К зиме похорошела.

                           Автор Михаил Садовский

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                      Приложение 2

 

Логоритмика

Падают падают листья

В нашем саду листопад (медленно приседают выполняют плавные движениями ладонями  из стороны в стороны)

Желтые красные листья (поднимают руки вверх раскачивают из стороны в сторону)

По ветру вьются летят (кружатся)

 

Птицы на юг улетают

Гуси грачи журавли ( дети бегут по кругу и машут руками изображают птиц)

Вот уж последняя стая  ( меняют направление движения )

Крыльями машет вдали

 

В руки возьмём мы корзинки

В лес за грибами пойдём ( дети берутся за руки и раскачивают руками)

Пахнут пеньки и тропинки ( приседают на корточки и покачивают головой из стороны в стороны)

Вкусным осенним грибком

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 3

Игра «С какого дерева листок»

 Цель: формировать представления  детей о различных  видах  деревьев, их особенностях, развивать лексико – грамматический строй речи умение согласовывать прилагательные с существительными  Развивать познавательный интерес детей, внимание, наблюдательность, умение описывать.

Ход игры :

Воспитатель: Ветерок летал, летал все листочки с деревьев посрывал, листочек в руки вы возьмите с какого дерева листочек назовите?

Дети берут в руки листочек и называют с какого дерева этот лист ( лист берёзы какой лист? ( берёзовый) , лист с дуба ( дубовый) и т.д.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 4

 

Пословицы

 

 

В ноябре зима с осенью борется.

 

Лето со снопами, осень с пирогами.

 

Холоден сентябрь, да сыт.

 

 

 

 

                                                        Загадки

 

Сидит – зеленеет

Летит  - пожелтеет

Падет -  почернеет

 

Летит, а не птица

Воет, а не зверь

 

Падают с ветки золотые монетки

 

 

 

 

 

 

Приложение 5

                        Мнемотаблица

 

 

Примерные рассказы детей:

«Осенью:

Солнце небо покрыто темными серыми тучами

Солнце светит тускло.

Листья становятся желтыми, красными, оранжевыми, бордовыми, коричневыми и падают на землю. В лесу появляются ягоды и грибы

Люди собирают овощи и фрукты

Перелетные птицы улетают на юг. Дикие животные делают запасы. Еж и медведь ложатся в спячку. 1 сентября дети идут в школу.

 

Приложение 6

Пальчиковая гимнастика

«Осенний букет»

Раз, два, три, четыре, пять –

Будем листья собирать.

(Сжимать и разжимать кулачки.)

Листья березы,

Листья рябины,

Листики тополя,

Листья осины,

Листики дуба

(Загибать поочередно пальцы: большой, указательный, средний, безымянный, мизинец.)

Мы соберем

Маме осенний

Букет отнесем.

(Сжимать и разжимать кулачки. Вытянуть вперед ладошки.)