Гордиться - значит знать!

Муниципальное Бюджетное Дошкольное Образовательное Учреждение детский сад №9 "Солнышко"

Нижегородская область, Кулебакский район, г. Кулебаки, ул. Адм. Макарова, д.2а

Телефон

8 (83176) 5 - 12 - 91

Эл. почта mbdouds9@bk.ru

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ «ПОДДЕРЖКА СЕМЕЙ, ИМЕЮЩИХ ДЕТЕЙ»

Кулебаки-округ.рф
Госуслуги

ГСПИ

Официальный интернет-портал правовой информации

Роскомнадзор по Приволжскому Федеральному округу
Результаты независимой оценки качества оказания услуг в сфере образования по образовательным учреждениям г.о.г. Кулебаки

 

солнышко

 

 

 

 

 

МБДОУ детский сад №9 "Солнышко"

Адрес: Нижегородская область, г. Кулебаки ул. Адм. Макарова, д.2а
Телефон: 8 (83176) 51291
Эл. почта: mbdouds9@bk.ru

Информация для родителей

Рекомендации по развитию речи для детей раннего возраста

Данные рекомендации логопеда помогут вашему ребёнку развить речь в соответствие с возрастными нормами и улучшат состояние звукопроизношения.

1.    Проводите с ребёнком  артикуляционную гимнастику, включая такие упражнения как: «Улыбка», «Трубочка», «Заборчик», «Надуй шарик», «Кошечка лакает молоко», «Вкусное варенье», «Лошадка».

2.    Используйте  игры для развития воздушной струи:  поддувание предметов, сдувание предметов с поверхности и т. д.

3.    Развивайте слуховое внимание и речевой слух. («Узнай по звуку», «Воспроизведение ритма», «Где позвонили?», «Громко или тихо», «Кто внимательный?» и т. д.)

4.    Уточняйте артикуляцию звуков раннего онтогенеза.

5.    Обогащайте пассивный и активный словарный запас:

•      учите называть предметы ближайшего окружения;

•      знакомьте со значением слов, обозначающих:

•      основные цвета (красный, синий, жёлтый, зелёный);

•      форму предметов (круглый, квадратный, овальный);

•      параметры величины (большой, маленький; широкий, узкий; длинный, короткий; высокий, низкий);

•      различные качества (горячий, холодный; мокрый, сухой; чистый, грязный);

•      обозначайте словами свои и чужие действия.

6.    Учите детей выражать свои желания и потребности фразовой речью.

7.    Вводите в речь детей предлоги (в, на, под, около и т. д.).

8.    Оречевляйте и комментируйте все режимные моменты.

9.    Проводите пальчиковые игры.

10.  Включайте в жизнь детей игры-инсценировки и игры - драматизации по сказкам.

11.  Читайте стихи и сказки с повторяющимися действиями.

12.  Рассматривайте сюжетные картины и беседуйте по их содержанию.

13.  Рассматривайте с ребёнком игрушки и учите описывать их.

14.  Учите детей выполнять двухактные инструкции.

Читают наши дети!

Ваш ребенок с большим интересом смотрит мультики, детские сериалы, долго сидит за компьютером и часами играет в компьютерные игры в виртуальном мире, и желания взять в руки книгу, полистать, почитать или послушать рассказ у него никогда не возникает? Что делать? В первую очередь, когда ваш малыш еще мал,  не оставляйте его длительное время у экрана телевизора. Не используйте телевизор как фон. Старайтесь строго ограничивать время пребывания за компьютером или телеэкраном до 15-20 минут. Естественная потребность в новой информации и свежих впечатлениях будет реализовываться через рассматривание красочных детских журналов и иллюстрированных книг.

Сходите вмести с вашим ребенком в детскую библиотеку или книжный магазин. Дайте возможность своему малышу не спеша полистать и рассмотреть предлагаемые книги. Спросите его о понравившихся книгах, какие он бы хотел иметь, почитать или послушать. Купите их и начинайте постепенно и ежедневно приучать малыша к книге. Книга помогает развивать память, внимание, логику, любознательность, творческое  мышления.

Чтобы ребенок полюбил книгу:

- Чаще разговаривайте с детьми о ценности книг!

- Родители – это пример для ребенка, поэтому читайте сами!

- Устраивайте семейное чтение!

- Посещайте вместе с ребенком книжные магазины и библиотеки!

- Разрешайте ребенку самому выбрать заинтересовавшую его книгу, тем самым  узнаете интересы своего малыша!

- Пусть у вашего ребенка будет собственная полка с любимыми книгами!

- Интересуйтесь мнением ребенка о прочитанной книге! Побеседуйте о том, что больше всего понравилось. Предложите представить  себя на месте героя  и придумать другую ветвь развития сюжета.

Рекомендуемая литература

для чтения детям в старшей группе

Русские  сказки. «Лиса и кувшин», «Крылатый, мохнатый да масляный», «Хаврошечка», «Заяц-хвастун», «Царевна-лягушка»,  «Сивка-Бурка», «Финист — Ясный сокол».

Сказки народов мира. «Чудесные истории про  зайца по имени Лек»,  «Златовласка», «Три золотых волоска Деда-Всеведа».

Произведения поэтов и писателей России

И. Бунин. «Первый снег», А. Пушкин. «Уж небо осенью дышало», «Зимний вечер», А. К. Толстой. «Осень, обсыпается весь наш бедный сад...», С.Маршак. «Пудель»,      С. Городецкий. «Котенок», Ф. Тютчев. «Зима недаром злится...», А. Барто  «Веревочка».  

В.Дмитриева.   «Малыш  и  Жучка», Л.  Толстой «Косточка», «Прыжок», «Лев и собачка», Н. Носов. «Живая шляпа», А. Гайдар. «Чук и Гек», В. Драгунский «Друг детства», «Сверху вниз, наискосок», К. Паустовский. «Кот-ворюга».

Т. Александрова. «Домовенок Кузька», В.Бианки. «Сова», Б. Заходер «Серая звездочка»,  А. Пушкин. «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре Гвидоне Салтановиче  и о прекрасной царевне Лебеди», П. Бажов. «Серебряное копытце», Н.Телешов  «Крупеничка», В. Катаев. «Цветик-семицветик», А. Волков. «Волшебник Изумрудного города»

Произведения поэтов и писателей разных стран

X. Мякеля. «Господин Ау»,  Р. Киплинг. «Слоненок», А. Линдгрен. «Карлсон, который живет на крыше, опять прилетел».

 

 

 

Зачем логопед задаёт домашние задания?

Написали мне в тетради 
Трудное заданье. 
Папа с мамою сказали: 
- Что за наказанье! 
(частушка о выполнении логопедических заданий дома) 

   Выполнение еженедельного домашнего задания способствует наилучшему закреплению изученного на логопедических занятиях материала и даёт возможность свободно использовать полученные знания, умения и навыки во всех сферах жизнедеятельности ребёнка. 

 Домашнее задание ребёнок выполняет в индивидуальной рабочей тетради под обязательным присмотром взрослого. Желательно, чтобы с ребёнком занимался постоянно один из родителей – это помогает ребёнку и взрослому настроиться, и придерживаться знакомых единых требований. Выполнение дома определённых видов работы по заданию логопеда дисциплинирует вашего малыша и подготавливает к ответственному выполнению будущих школьных домашних заданий. 

Так что же логопед задаёт для выполнения на дом? 

Задания строятся на материале темы, изучаемой всю предшествующую неделю на подгрупповых и индивидуальных занятиях, проводимых логопедом. Дополнительно новый материал могут закреплять во время индивидуальной работы воспитатели группы (по тетради взаимосвязи логопеда и воспитателей) во второй половине дня, а так же вне занятий в игровой форме при проведении подгрупповых занятий, на прогулках, в свободной деятельности детей. 

Задания включают в себя основные разделы:

• артикуляционная гимнастика, включающая упражнения, подготавливающие артикуляционный уклад для постановки отсутствующих звуков. 

В дальнейшей работе добавляются упражнения на автоматизацию (правильное произношение поставленных звуков в слогах, словах, фразовой и самостоятельной речи ребёнка). Эти упражнения должны выполняться дома ежедневно от 3 до 5 раз в день. Упражнения выполняются перед зеркалом (чтобы ребёнок мог себя контролировать). Необходимо добиваться чёткого, точного, плавного выполнения движений.

• задание на развитие фонематического восприятия и воспитание основ звуко-слогового анализа и синтеза.

 • серия лексико-грамматических заданий направлена на обогащение пассивного словаря, а главное на стимулирование и использование в активной речи ребёнка полученных знаний, путём упражнений на словообразование, изменение по родам, числам и падежам, на согласование прилагательных и числительных с существительными; словоизменение при помощи приставок, суффиксов, объединение основ; подбор родственных, обобщающих и уточняющих слов.

• задания по развитию связной речи: это построение простых и сложных рас-пространённых предложений с предлогами и без (по схеме); это рассказы-описания по плану и схеме; по серии сюжетных картинок и по одной сюжетной картине, с опорой на предметные картинки и по представлению, используя опорные слова; пересказы и самостоятельные творческие рассказы детей; заучивание подобранных для ребёнка стихов.

 • задания на развитие мелкой моторики и подготовки руки к письму: обведение по контуру, дорисовывание элементов, штриховка в различных направлениях разными способами по образцу; работа с трафаретами и шаблонами; вырезывание и вклеивание картинок; рисунки, аппликации, графические диктанты; печатание букв, слогов, слов и предложений и небольших связных текстов.


ЧТО НЕОБХОДИМО ЗНАТЬ И ПОМНИТЬ РОДИТЕЛЯМ 
 ПРИ КОНТРОЛЕ ЗА ВЫПОЛНЕНИЕМ ЗАДАНИЯ РЕБЁНКОМ ДОМА: 
• Домашнее задание в индивидуальной тетради записывает логопед. Выдаётся тетрадь в пятницу в вечерние часы.

 • Домашние задания выполняются не в один приём. А разбиваются на части (по10-15 минут работы). 

Не рекомендуем выполнять задания в воскресенье вечером перед сном. Большую пользу принесёт выполнение задания небольшими порциями (по 2-3 упражнения): в пятницу в вечерние часы, суббота и воскресенье в дневное время. Артикуляционная гимнастика и автоматизация звуков выполняется ежедневно до 3-х раз в день. Остальные задания выполняются однократно:

 • все задания прочитываются взрослыми для ребёнка вслух. Эти задания ребёнок выполняет устно, а взрослый вписывает в индивидуальную логопедическую тетрадь ответ ребёнка, не корректируя его: сохраняя все произнесённые окончания и формы слов.

 • графические задания ребёнок выполняет самостоятельно (рисует, выполняет штриховку и пр.), но под обязательным присмотром взрослого. Тогда рабочая тетрадь будет выглядеть аккуратно, красиво и красочно на протяжении учебного года. А хорошо оформленная тетрадь один из моментов педагогического и коррекционного воздействия.

 •индивидуальную рабочую тетрадь с выполненным домашним заданием в аккуратном состоянии ребёнок приносит в детский сад в среду.

• контроль за выполнением домашнего задания позволяет поддерживать тесную взаимосвязь между логопедом, воспитателями группы и родителями, общей целью которых является успешная коррекция речи ребёнка и всесторонняя подготовка его к обучению в школе; выработка психологической и эмоциональной готовности к усвоению новых знаний и умений; воспитание грамотной, образованной, гармонично развитой личности.

• на протяжении всего учебного года проводятся консультации для родителей детей, посещающих логопедическую группу. Во время консультации учитель – логопед покажет индивидуальные коррекционные приёмы работы с ребёнком, отметит его успехи. Подчеркнёт особенности прохождения коррекционного процесса, обратит внимание на вызывающие затруднения задания и упражнения, подскажет, на что необходимо обратить внимание при выполнении домашнего задания. 

ПАМЯТКА (правила занятий с ребёнком дома) 
1. заниматься с ребёнком дома ежедневно. 
2. занятия проводить в спокойной доброжелательной обстановке 
3. время проведения занятий 10-15 минут 
4. хвалите ребёнка за каждое, даже небольшое достижение 
5. артикуляционные упражнения выполнять перед зеркалом, чтобы ребёнок мог себя контролировать. 
6. все задания (кроме графических) выполняются устно, а взрослый вписывает ответ ребёнка. 
7. графические задания ребёнок выполняет самостоятельно под обязательным наблюдением взрослого. 
8. тетрадь с выполненным домашним заданием в среду ребёнок сдаёт воспитателю группы, а в пятницу вечером получает новое задание. 

 

Уважаемые родители! 


 Желаем вам в работе с детьми терпения, искренней заинтересованности и успехов.

 

Как помочь малышу начать говорить.

Развитие речи ребенка от 1 до 3 лет — очень важный этап овладения родным языком. Речь малыша не просто стремительно развивается — она формируется, поэтому помощь малышу в развитии речи в этот период очень важна. Правильно организованное общение и занятия не только помогают развитию речи ребенка, но и компенсируют возможные нарушения - отставание в речевом развитии. После двух лет даже самые молчаливые начинают говорить, хотя происходит это у всех по-разному. Развитие речи у ребенка зависит в первую очередь от его индивидуальных особенностей. Внимание к развитию речи на первых возрастных ступенях особенно важно. В это время интенсивно развивается мозг, формируются его функции. Согласно исследованиям физиологов, функции центральной нервной системы легко поддаются тренировке именно в период их естественного формирования, без тренировки развитие этих функций задерживается и даже может остановиться на всегда.

Большинство родителей осознают важность развития речи своих малышей и поэтому следят за тем, как они начинают говорить. Очень хорошо если малыш говорит охотно и довольно разборчиво, но если ребенок говорит совсем мало, неразборчиво, или вообще молчит - это очень тревожит его близких. К двум годам дети знают достаточно много звуков: Б, П, М, Т, Д, Ф, В, Н, К, Л, Х, Г, С - остальные (кроме гласных) они заменяют известными или совсем пропускают, помощь логопеда в таких случаях не нужна. Старайтесь больше общаться с малышом, задавать больше вопросов, но не устраивать ему допрос: что какого цвета, где большой дом, а где маленький, интересуйтесь его проблемами, его впечатлениям, его мнением. Займитесь самостоятельно развитием речи своего крохи. Начните развивать слуховое внимание, речевое дыхание, мелкую моторику, голос, проблема решится сама собой.

Существуют игры, направленные исключительно на развитие речи детей: дыхательные упражнения и артикуляционная гимнастика, пальчиковая гимнастика. Главной целью всех этих игр является развитие речи, наблюдательности, а также способность научиться различать и сравнивать предметы, явления, объекты и познавать мир в непринужденной и интересной обстановке.

Как известно, ораторами не рождаются. Чтобы ваш ребенок научился говорить красиво и правильно, не стоит пускать это важное дело на самотек. Слова, сказанные сквозь зубы, почти не раскрывая рта, вряд ли послужит хорошему взаимопониманию между людьми. Нужно постараться устранить этот и многие другие недостатки речи у ребенка пока они не вошли в привычку. Постоянная тренировка нужна и для развития органов речи. Для этого предстоит заняться артикуляционной и дыхательной гимнастикой. Занятия особенно полезны детям от трех лет. Артикуляционные и дыхательные упражнения сделают мышцы, участвующие в образовании звуков, более подвижными. С младенческих дней ребенок проделывает массу разнообразнейших артикуляционно-мимических движений языком, губами, челюстью, сопровождая эти движения диффузными звуками (бормотание, лепет). Такие движения и являются первым этапом в развитии речи ребенка; они играют роль гимнастики органов речи в естественных условиях жизни. Точность, сила и дифференцированность этих движений развиваются у ребенка постепенно. Цель артикуляционной гимнастики - выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения звуков.

Рекомендуется стимулировать речевое развитие детей путем тренировки движений пальцев рук. Тренировку пальцев рук уже можно начинать в возрасте 6- 7 месяцев: сюда входит массаж кисти рук и каждого пальчика, каждой его фаланги. Проводится разминание и поглаживание ежедневно в течение 2-3 минут. Уже с десятимесячного возраста проводят активные упражнения для пальцев рук, вовлекая в движение больше пальцев с хорошей, достаточной амплитудой. Упражнения подбираются с учетом возрастных особенностей. Так, малышам можно давать катать пальчиками деревянные шарики различного диаметра. Нужно вовлекать в движение все пальчики. Для этого упражнения можно использовать шарики из пластилина, бусы. Можно заниматься конструированием из кубиков, собирать различные пирамидки, перекладывать из одной кучки в другую карандаши, пуговки, спички.

В полугодовалом возрасте детям даются более сложные задания: застегивание пуговиц, завязывание и развязывание узлов, шнуровка. Выполняя пальчиками различные упражнения, ребенок достигает хорошего развития мелкой моторики рук, которая на только оказывает благоприятное влияние на развитие речи (так как при этом индуктивно происходит возбуждение в центрах речи), но и подготавливает ребенка к рисованию и письму. Кисти рук приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений, это в дальнейшем облегчит приобретение навыков письма.

Ранний возраст по признанию специалистов всего мира – это уникальный период в жизни человека. Психологи называют его «возрастом нераскрытых резервов». Наша с вами задача – сделать так, чтобы ребенок прожил этот период жизни как можно более полноценно.