Актуальность.
Каждый из нас в этой жизни когда-нибудь следовал традициям, не задумываясь, откуда они? – Просто… Так надо… В настоящее время становится актуальным изучение традиций, а также следование им. Это ведет к возвращению у людей духовности. Духовно-нравственное воспитание детей на основе православных традиций формирует ядро личности, благотворно влияя на все стороны и формы взаимоотношений дошкольника с миром.
Высшими нравственными ценностями является любовь, милосердие, сострадание, патриотизм, уважение к традициям, которыми человек жил веками.
Первая школа растущего человека – семья. Она - целый мир для ребенка… Мир, где царят любовь и доверие, взаимопонимание и уважение. Здесь он учится любить и заботиться, доверять и радоваться, получает первые свои знания об окружающем мире. Необходимо понимать, что семейные традиции являются основой создания духовной атмосферы в каждой семье. Поддержание православных традиций важно не только для воспитания детей, но и для самих родителей. Они способствуют сплочению семьи, пониманию того, что она единое целое.
Цель: расширение знаний о православном празднике Пасха, создание условий, для совместного творчества родителей и детей.
Задачи для детей:
- познакомить дошкольников с православным преданием празднования Пасхи;
- развивать словарный запас детей;
- приобщать детей к истокам русской народной культуры.
Задачи для родителей:
- повышение родительской компетентности в вопросах духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста через организацию совместного творчества
- обогащение представления родителей о семейных традициях празднования Пасхи;
- формирование у родителей интереса к совместной с детьми творческой деятельности.
Задачи для педагога:
- создать благоприятную атмосферу для неформального общения детей и родителей, увлеченных общим делом;
- обогащать детско-родительские взаимоотношения при проведении совместных мероприятий.
Оборудование и материалы: мультимедийное оборудование для презентации; заготовки яиц, гофрированная бумага, атласные ленты, декоративные пуговицы, фетр, крупа, салфетки, нитки разных цветов, клей ПВА, кисти для клея, декоративные украшения, картон и цветная бумага, трафареты для открыток.
Содержание мастер-класса:
Ребенок выходит и читает стихотворение.
Проснулась я и слышу- весна стучит в окно
Капель несется с крыши, везде светло – светло
И кажется – не птицы, а Ангелы летят.
О том, что скоро Пасха, они нам возвестят!
Поселились птицы в гнездах
Снег растаял как свеча
Пахнет сладким духом воздух
Золотого кулича
Дождик солнечный закапал
В этот день святых чудес
И меня целует мама
Говорит «Христос Воскрес -
Воистину Воскрес!
Воспитатель: Добрый вечер, уважаемые, мамы, папы, девочки и мальчики.
Совсем скоро наступит праздник, к которому мы вместе с вашими родителями будем красить яйца, делать творожную пасху и печь куличи. Знаете, как этот праздник называется? (Пасха). Правильно, а еще Пасха по-другому называется - Воскресение Христа. А знаете почему? Вот сейчас я вам и расскажу.
Презентация на тему «Что такое пасха?» 1 слайд. Когда – то давным-давно Бог прислал к нам на Землю своего сына Иисуса Христа, чтобы он победил смерть и зло, но, Иисус Христос был распят на кресте.
На третий день после смерти он воскрес! Случилось это именно на Пасху. Седьмой день недели был назван «Воскресеньем» именно поэтому.
2 слайд. К Пасхе готовились заранее. Перед Пасхой обязательно - строгий пост, во время которого взрослые употребляют только постную пищу, молятся, происходит очищение души и тела. В старину большое внимание уделялось последнему четвергу перед Пасхой - это был «Чистый четверг» или «Великий четверг». Во дворах и домах все убирали, мыли, стирали, а также в этот день был обычай очищение водой.
3 слайд. Также в Великий четверг занимались подготовкой праздничного стола. Главное пасхальное блюдо, которое должно быть на Пасху на каждом столе- это кулич. Потому что всегда хлеб считался самым главным блюдом на столе.
4 слайд. Яичко стало символом Пасхи, потому что из скорлупы яйца рождается новая жизнь. Яйцами обменивались не просто так: их дарили со словами «Христос воскресе!» В ответ следовало сказать: «Воистину воскресе!» А затем люди «христосовались» - расцеловывались в знак всепрощения и любви к близким.
5 слайд. Творожная пасха также подавалась на стол, её помещали в специальную деревянную посуду – пасочницу, украшали буквами ХВ.
6 слайд. В течение всей пасхальной недели на Руси звучал колокольный звон. Любой мог подняться на колокольню и ударить в колокол. Звон колоколов нёс благую весть о Пасхе и за это его прозвали благовестом.
7 слайд. Всю Светлую неделю, длился праздник. Люди веселились, ходили, друг к другу в гости, пели, танцевали, катались на качелях, и больше всего играли в игры.
Дети читают стихи.
1 ребенок
На землю сходит светлый праздник Пасхи,
Волшебнее любой волшебной сказки,
Чудеснее любых земных чудес:
Христос воскрес! Воистину воскрес!
2 ребенок
Словно яркая раскраска,
К нам домой, явилась Пасха.
Принесла в своём лукошке,
Яйца, булочки, лепёшки,
Пироги, блины и чай.
Пасху весело встречай!
Воспитатель. Готовиться к Пасхе с детьми не только весело, но и полезно! Такие занятия положительно влияют на творческое развитие ваших деток и прививают им традиции нашего народа. Сегодня мы научимся делать вместе с детьми пасхальные поделки и открытки и вспомним немного истории возникновения пасхальных яиц.
2 этап. Творческая совместная деятельность детей и родителей.
Пальчиковая гимнастика «Цыплёнок»
Раз, два, три, четыре, пять (соединяют пальцы обеих рук, образуя шар или яйцо)
Будем мы цыплят считать (сжимают и разжимают кулачки)
Раз – цыплёнок на крыльце (загибают пальчики на обеих руках)
Два – ещё сидит в яйце
Три – цыплёнок самый смелый
А четыре – самый белый
Пятый маленький цыплёнок (прижимают кулачки друг к другу)
Кушать захотел спросонок (стучат указательным пальцем руки)
Показ и объяснение этапов выполнения творческой работы
На праздник священной пасхи принято дарить друг другу символические подарки. Одним из распространенных видов подарков - это красиво украшенные яйца.
Мы сегодня с вами рассмотрим несколько приемов украшения яиц и попробуем сделать свой уникальный сувенир. Первый способ и самый простой - это декорирование яиц с помощью нитей для вязания. Выбираем цвет, который вам по душе, это может быть не один цвет. Закрепляем один конец у основания нашего яйца. Начинаем наматывать одинарным слоем нити на яйцо, чередуя цвета. В конце закрепляем клеем другой конец нити. Такое полосатое яйцо можно украсить, закрепив на них с помощью клея бусинки и декоративными бантиками. Все больше набирает популярность украшение яиц с помощью крупы и мучных изделий. С помощью обычного карандаша рисуем разные узоры, затем закрепляя клеем, выкладываем крупы или мелкие макароны. Получается красиво и без лишних затрат. Так же с помощью клея и яйца можно украсить пуговицами и атласными лентами, выкладывая на ней разные узоры. Еще один простой вариант
оформления сувенирного яйца - это завернуть его в красивую цветную салфетку и еревязать ее красиво ленточкой. Так же можно украсить ее, закрепив на ней с помощью клея бисер или готовые узоры, сделанные из фетра.
А можно подарить сделанную своими руками открытку, с изображением яйца, цыпленка ли зайчика.
3 этап. Завершающий
Воспитатель: Вот такие замечательные у нас получились сувениры. Я думаю, что никто не останется равнодушным, получив в подарок такое замечательное пасхальное яйцо или открытку.
Уважаемые родители! Пасха для детей – это, прежде всего, знакомство с историей, которую они, возможно, еще не до конца понимают и воспринимают. В наших силах рассказать детям эту историю настолько красочно и доступно, чтобы они прониклись атмосферой святого праздника. Рассказывайте детям о традициях, обычаях, играйте вместе с ними, ведь дети - наше будущее, будущее нашей страны. Воспитаем ли мы подрастающее поколение духовно богатым и нравственным, научим ли любить, уважать и передавать из поколения в поколения наше прошлое – зависит только от нас.
Хочется поблагодарить вас за то, что нашли время и пришли на наш мастер-класс.
Спасибо вам за участие.
Список используемой литературы.
- Гуськов Е. А. Красная горка: пасхальное гуляние / Е. А. Гуськов // Чем развлечь гостей. — 2007.
- Жадько Е. Г. Милые сердцу безделушки.Е. Г. Жадько. — Ростов н/Д.: Феникс, 2005.
- Пасха / сост. И. А. Панкеев. — М., 2001.
- Пасхальные приметы и обычаи // Поем, танцуем и рисуем. — 2008.
- Подарки: техники. Приемы. Изделия. — М.: АСТ-ПРЕСС, 1999.
- Православные праздники: книга для детей и их родителей — Москва: ДАРЪ, 2012. — 216 с.
- Энциклопедия обрядов и обычаев. — СПб.: РЕСПЕКС, 1996.
Интернет-ресурс.
- http://www.paskhaday.ru
- http://www.pravoslavie.ru
- https://otherreferats.allbest.ru/religion/00615527_0.html
Актуальность.
Каждый из нас в этой жизни когда-нибудь следовал традициям, не задумываясь, откуда они? – Просто… Так надо… В настоящее время становится актуальным изучение традиций, а также следование им. Это ведет к возвращению у людей духовности. Духовно-нравственное воспитание детей на основе православных традиций формирует ядро личности, благотворно влияя на все стороны и формы взаимоотношений дошкольника с миром.
Высшими нравственными ценностями является любовь, милосердие, сострадание, патриотизм, уважение к традициям, которыми человек жил веками.
Первая школа растущего человека – семья. Она - целый мир для ребенка… Мир, где царят любовь и доверие, взаимопонимание и уважение. Здесь он учится любить и заботиться, доверять и радоваться, получает первые свои знания об окружающем мире. Необходимо понимать, что семейные традиции являются основой создания духовной атмосферы в каждой семье. Поддержание православных традиций важно не только для воспитания детей, но и для самих родителей. Они способствуют сплочению семьи, пониманию того, что она единое целое.
Цель: расширение знаний о православном празднике Пасха, создание условий, для совместного творчества родителей и детей.
Задачи для детей:
· познакомить дошкольников с православным преданием празднования Пасхи;
· развивать словарный запас детей;
· приобщать детей к истокам русской народной культуры.
Задачи для родителей:
· повышение родительской компетентности в вопросах духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста через организацию совместного творчества
· обогащение представления родителей о семейных традициях празднования Пасхи;
· формирование у родителей интереса к совместной с детьми творческой деятельности.
Задачи для педагога:
· создать благоприятную атмосферу для неформального общения детей и родителей, увлеченных общим делом;
· обогащать детско-родительские взаимоотношения при проведении совместных мероприятий.
Оборудование и материалы: мультимедийное оборудование для презентации; заготовки яиц, гофрированная бумага, атласные ленты, декоративные пуговицы, фетр, крупа, салфетки, нитки разных цветов, клей ПВА, кисти для клея, декоративные украшения, картон и цветная бумага, трафареты для открыток.
Содержание мастер-класса:
Ребенок выходит и читает стихотворение.
Проснулась я и слышу- весна стучит в окно
Капель несется с крыши, везде светло – светло
И кажется – не птицы, а Ангелы летят.
О том, что скоро Пасха, они нам возвестят!
Поселились птицы в гнездах
Снег растаял как свеча
Пахнет сладким духом воздух
Золотого кулича
Дождик солнечный закапал
В этот день святых чудес
И меня целует мама
Говорит «Христос Воскрес -
Воистину Воскрес!
Воспитатель: Добрый вечер, уважаемые, мамы, папы, девочки и мальчики.
Совсем скоро наступит праздник, к которому мы вместе с вашими родителями будем красить яйца, делать творожную пасху и печь куличи. Знаете, как этот праздник называется? (Пасха). Правильно, а еще Пасха по-другому называется - Воскресение Христа. А знаете почему? Вот сейчас я вам и расскажу.
Презентация на тему «Что такое пасха?» 1 слайд. Когда – то давным-давно Бог прислал к нам на Землю своего сына Иисуса Христа, чтобы он победил смерть и зло, но, Иисус Христос был распят на кресте.
На третий день после смерти он воскрес! Случилось это именно на Пасху. Седьмой день недели был назван «Воскресеньем» именно поэтому.
2 слайд. К Пасхе готовились заранее. Перед Пасхой обязательно - строгий пост, во время которого взрослые употребляют только постную пищу, молятся, происходит очищение души и тела. В старину большое внимание уделялось последнему четвергу перед Пасхой - это был «Чистый четверг» или «Великий четверг». Во дворах и домах все убирали, мыли, стирали, а также в этот день был обычай очищение водой.
3 слайд. Также в Великий четверг занимались подготовкой праздничного стола. Главное пасхальное блюдо, которое должно быть на Пасху на каждом столе- это кулич. Потому что всегда хлеб считался самым главным блюдом на столе.
4 слайд. Яичко стало символом Пасхи, потому что из скорлупы яйца рождается новая жизнь. Яйцами обменивались не просто так: их дарили со словами «Христос воскресе!» В ответ следовало сказать: «Воистину воскресе!» А затем люди «христосовались» - расцеловывались в знак всепрощения и любви к близким.
5 слайд. Творожная пасха также подавалась на стол, её помещали в специальную деревянную посуду – пасочницу, украшали буквами ХВ.
6 слайд. В течение всей пасхальной недели на Руси звучал колокольный звон. Любой мог подняться на колокольню и ударить в колокол. Звон колоколов нёс благую весть о Пасхе и за это его прозвали благовестом.
7 слайд. Всю Светлую неделю, длился праздник. Люди веселились, ходили, друг к другу в гости, пели, танцевали, катались на качелях, и больше всего играли в игры.
Дети читают стихи.
1 ребенок
На землю сходит светлый праздник Пасхи,
Волшебнее любой волшебной сказки,
Чудеснее любых земных чудес:
Христос воскрес! Воистину воскрес!
2 ребенок
Словно яркая раскраска,
К нам домой, явилась Пасха.
Принесла в своём лукошке,
Яйца, булочки, лепёшки,
Пироги, блины и чай.
Пасху весело встречай!
Воспитатель. Готовиться к Пасхе с детьми не только весело, но и полезно! Такие занятия положительно влияют на творческое развитие ваших деток и прививают им традиции нашего народа. Сегодня мы научимся делать вместе с детьми пасхальные поделки и открытки и вспомним немного истории возникновения пасхальных яиц.
2 этап. Творческая совместная деятельность детей и родителей.
Пальчиковая гимнастика «Цыплёнок»
Раз, два, три, четыре, пять (соединяют пальцы обеих рук, образуя шар или яйцо)
Будем мы цыплят считать (сжимают и разжимают кулачки)
Раз – цыплёнок на крыльце (загибают пальчики на обеих руках)
Два – ещё сидит в яйце
Три – цыплёнок самый смелый
А четыре – самый белый
Пятый маленький цыплёнок (прижимают кулачки друг к другу)
Кушать захотел спросонок (стучат указательным пальцем руки)
Показ и объяснение этапов выполнения творческой работы
На праздник священной пасхи принято дарить друг другу символические подарки. Одним из распространенных видов подарков - это красиво украшенные яйца.
Мы сегодня с вами рассмотрим несколько приемов украшения яиц и попробуем сделать свой уникальный сувенир. Первый способ и самый простой - это декорирование яиц с помощью нитей для вязания. Выбираем цвет, который вам по душе, это может быть не один цвет. Закрепляем один конец у основания нашего яйца. Начинаем наматывать одинарным слоем нити на яйцо, чередуя цвета. В конце закрепляем клеем другой конец нити. Такое полосатое яйцо можно украсить, закрепив на них с помощью клея бусинки и декоративными бантиками. Все больше набирает популярность украшение яиц с помощью крупы и мучных изделий. С помощью обычного карандаша рисуем разные узоры, затем закрепляя клеем, выкладываем крупы или мелкие макароны. Получается красиво и без лишних затрат. Так же с помощью клея и яйца можно украсить пуговицами и атласными лентами, выкладывая на ней разные узоры. Еще один простой вариант
оформления сувенирного яйца - это завернуть его в красивую цветную салфетку и еревязать ее красиво ленточкой. Так же можно украсить ее, закрепив на ней с помощью клея бисер или готовые узоры, сделанные из фетра.
А можно подарить сделанную своими руками открытку, с изображением яйца, цыпленка ли зайчика.
3 этап. Завершающий
Воспитатель: Вот такие замечательные у нас получились сувениры. Я думаю, что никто не останется равнодушным, получив в подарок такое замечательное пасхальное яйцо или открытку.
Уважаемые родители! Пасха для детей – это, прежде всего, знакомство с историей, которую они, возможно, еще не до конца понимают и воспринимают. В наших силах рассказать детям эту историю настолько красочно и доступно, чтобы они прониклись атмосферой святого праздника. Рассказывайте детям о традициях, обычаях, играйте вместе с ними, ведь дети - наше будущее, будущее нашей страны. Воспитаем ли мы подрастающее поколение духовно богатым и нравственным, научим ли любить, уважать и передавать из поколения в поколения наше прошлое – зависит только от нас.
Хочется поблагодарить вас за то, что нашли время и пришли на наш мастер-класс.
Спасибо вам за участие.
Список используемой литературы.
1. Гуськов Е. А. Красная горка: пасхальное гуляние / Е. А. Гуськов // Чем развлечь гостей. — 2007.
2. Жадько Е. Г. Милые сердцу безделушки.Е. Г. Жадько. — Ростов н/Д.: Феникс, 2005.
3. Пасха / сост. И. А. Панкеев. — М., 2001.
4. Пасхальные приметы и обычаи // Поем, танцуем и рисуем. — 2008.
5. Подарки: техники. Приемы. Изделия. — М.: АСТ-ПРЕСС, 1999.
6. Православные праздники: книга для детей и их родителей — Москва: ДАРЪ, 2012. — 216 с.
7. Энциклопедия обрядов и обычаев. — СПб.: РЕСПЕКС, 1996.
Интернет-ресурс.
8. http://www.paskhaday.ru
9. http://www.pravoslavie.ru
10. https://otherreferats.allbest.ru/religion/00615527_0.html