Муниципальное Бюджетное Дошкольное Образовательное Учреждение детский сад №9 "Солнышко"

Нижегородская область, Кулебакский район, г. Кулебаки, ул. Адм. Макарова, д.2а

Телефон

8 (83176) 5 - 12 - 91

Эл. почта mbdouds9@bk.ru

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ «ПОДДЕРЖКА СЕМЕЙ, ИМЕЮЩИХ ДЕТЕЙ»

Кулебаки-округ.рф
Госуслуги

МОНО.РФ
ГСПИ

Официальный интернет-портал правовой информации

Роскомнадзор по Приволжскому Федеральному округу
Результаты независимой оценки качества оказания услуг в сфере образования по образовательным учреждениям г.о.г. Кулебаки
Скажем терроризму и экстремизму - нет

 

солнышко

 

 

 

 

 

МБДОУ детский сад №9 "Солнышко"

Адрес: Нижегородская область, г. Кулебаки ул. Адм. Макарова, д.2а
Телефон: 8 (83176) 51291
Эл. почта: mbdouds9@bk.ru

Проект «Светлая Пасха» для детей старшего дошкольного возраста 5 – 6 лет с общим недоразвитием речи.

26 января 2022 г.

Городской округ города Кулебаки

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №9 «Солнышко»

 

 

 

 

 

 

Проект «Светлая Пасха»

для детей старшего дошкольного

возраста 5 – 6 лет с общим недоразвитием речи.

 

 

 

 

 

 

 

 

Авторский коллектив:

 учитель-логопед Славкина Татьяна Николаевна,

воспитатель: Таразанова Юлия Владимировна.

 

 

 

 

 

город Кулебаки, 2021

                                                 Содержание

 

  1. Актуальность
  2. Цель и задачи
  3. Стратегия реализации проекта
  4. Ожидаемые результаты
  5. Вывод
  6. Приложение

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тип проекта: комплексный.
Продолжительность проекта: краткосрочный
Участники проекта: учитель-логопед, воспитатель, дети старшей группы, родители.                                                

Актуальность

 

Дошкольный возраст - фундамент общего развития ребёнка, стартовый период всех высоких человеческих начал. В дошкольном возрасте закладываются основы личности; именно дошкольное детство, для которого характерно эмоционально-чувственное восприятие действительности, является благоприятным для духовно – нравственного воспитания.  

Одной из первых задач «Федерального государственного образовательного стандарта» реализуемого в дошкольных образовательных учреждениях, является духовно – нравственное развитие детей наряду с гражданским, социальным, личностным и интеллектуальным развитием.

Заложить нравственные основы, научить правилам общения умению жить среди людей - главные идеи воспитания духовно- нравственных качеств личности. В современном обществе данная проблема приобретает особую актуальность. Социально-экономические и политические изменения в нашей стране повлекли за собой изменения и в сфере морально-нравственных ценностей и норм поведения в обществе. В нравственном воспитании современных детей появились негативные тенденции: книги и настольные игры ушли на второй план, их место занял планшет и компьютер. В связи с этим ключевая роль детского сада - создание оптимальных условий для всестороннего развития духовно-нравственного потенциала дошкольников через гармоничное построение целостного педагогического процесса.

 

 

 

 

Проблема: результат проведённого интервьюирования (опроса) детей старшей группы показал, что у детей недостаточно сформировано представление о христианских праздниках и их обычаях.

Цель: формирование духовно – нравственного потенциала детей, приобщение к русской православной культуре и традициям русского народа через знакомство детей с православными праздниками.

Задачи

Для детей

- Формирование первичных представлений о русской православной культуре и традициях русского народа;

 - Познакомить детей с православным праздником «Светлое Воскресение Христово» с его историей, обычаями и традициями

- Формировать интерес к русской православной национальной культуре;

 - Воспитывать патриотические чувства к традициям русского народа;

- Воспитание интереса и любви к русской национальной культуре через знакомство с православными праздниками;

 - Развивать нравственные и эстетические чувства у детей;

- Развивать познавательные интересы, в том числе творческое мышление.

 - Развивать коммуникативные и информационные компетенции: сотрудничать в группе при подготовке общего дела, применять общепринятые нормы поведения, уметь действовать сообща.

 Для родителей

- вовлечение родителей в педагогический процесс ДОУ;

- укрепление взаимоотношений между детьми и родителями и приобщение их к духовно – нравственным ценностям православной культуры в ходе выполнения совместной работы по реализации проекта.

 

 

 

 

 

 

Стратегия реализации проекта

Подготовительный этап

Цель: Организация и подготовка к взаимодействию всех участников проекта

Интервьюирование детей;

Создать необходимые условия для реализации данного проекта;

Изучить и подобрать методическую литературу по теме;

Выбрать методы и приёмы работы с родителями и детьми, используемые в рамках проекта.

Формирующий этап

Цель: Знакомство детей с православным праздником через различные формы деятельности

 - Рассматривание иллюстраций «Основы православной культуры»

 - Беседы на темы: «Истории и традиции праздника Пасха» «Почему мы красим яйца?», «Как в старину люди готовились к празднику Пасхи?»;

  - Составление рассказов «Как мы дома празднуем Пасху?»

 - Просмотр презентации «Пасха - Светлое Христово Воскресенье».

 - Заучивание песен, закличек;

 - Оформление тематических выставок

 «Пасхальные картины», «Пасхальные мотивы»

 - Слушание пасхальных песен «Песенка про ангелов», «Вербочки», используем песни о весне, такие, как «Весна-красна», «Капельки весны», «Веснянка», «Ой, бежит ручьем вода», танцы «Цветов», «Ручейков» и др

 - Знакомство и разучивание подвижных игр: «Игры с яйцами», «Чоканье», «Кучки», «Гори ясно»

 

Работа с родителями

  - Информационная ширма «Светлый праздник Пасха»

 - Консультации на тему: «Пасха - главный православный праздник года», «Пасха, светлая пасха!»

Заключительный этап

- Выставка совместных работ детей и родителей (поделки) «Пасхальная композиция»

Интегрированная образовательная деятельность «Пасха красная пришла, праздник всем нам принесла»                                                  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ожидаемые результаты:

  • Сформировались представления о существующих традициях и обычаях русского народа
  • Расширились представления детей о православном празднике Пасха; 
  • Повысился уровень знаний о значимости и важности праздника для православного человека; 
  •  Сформировалось умение организовывать пасхальные игры, русские народные игры, на основе имеющихся знаний.
  • Проявился интерес к истории христианского праздника Пасхи.

 

 

 

Вывод: работа над проектом «Светлая пасха» не только вовлекает каждого ребёнка в творческую деятельность, но и в ненавязчивой форме приобщает к духовно - нравственным ценностям русского православного народа, определяет духовное содержание и нравственный характер общения ребенка с миром и окружающими людьми, наполняет жизнь традиционными духовными представлениями. В дальнейшем планируем продолжить работу по ознакомлению детей с русскими православными праздниками и традициями русского народа. Данный проект имеет практическую значимость и может быть рекомендован педагогам других дошкольных учреждений.

 

 

 

Список использованной литературы

  1. Алёшина Н.В. Патриотическое воспитание дошкольников. - М., 2004
  2. Буре Р.С. Социально-нравственное воспитание дошкольников. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2011
  3. Браева О.Ю. Эффективные культурно – образовательные и социальные программы ,проекты и технологии Приволжского федерального округа – Нижний Новгород : НП ПЦ «Глагол»,2016
  4. Киркос Р.Ю. Патриотическое воспитание дошкольников. -С-Пт., 2005

5.Куломзина С. Наша Церковь и наши дети. Христианское воспитание людей в современном мире. - М., 2008

   6.Шевченко Л.Л, Добрый мир. Православная культура для малышей

Методическое пособие  М. Центр поддержки культурно – исторических традиций Отечества, 2011.

Интернет ресурсы:

 https://nsportal.ru/detskii-sad/vospitatelnaya-rabota/2017/09/28/duhovno-nravstvennoe-vospitanie-doshkolnikov-v

https://infourok.ru/kratkosrochniy-proekt-v-sredney-gruppe-na-temu-svetlaya-pasha-3055240.html

https://ped-kopilka.ru/blogs/olga-vjacheslavovna-varlamova/poznavatelno-tvorcheskii-proekt-pashu-radostno-vstrechaem.html

 

 

 

                                                              

 

 

 

 

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Интегрированное занятие в группе компенсирующего вида для детей с ОНР 5-6 лет.

«Пасха красная пришла, праздник всем нам принесла»

Цель: формирование представлений детей о народном празднике Светлая Пасха, возрождение традиций народной культуры.

Коррекционно-образовательные задачи: расширять представления детей о празднике Пасха, активизировать лексический словарь по теме, продолжать работу по формированию грамматического строя речи (образование относительных прилагательных), знакомить детей с искусством миниатюры на яйце.

Коррекционно-развивающие задачи: развивать интерес к русской национальной культуре, развивать связную речь, фантазию, воображение, внимание, творческое мышление, память, общую, мелкую и артикуляционную моторику, координацию движений.

Воспитательные: воспитывать уважительное отношение к религии, ее обычаям, обрядам; воспитание духовности, через приобщение к истокам православных традиций русского народа; воспитывать патриотические чувства, воспитывать интерес к народному творчеству.

Предварительная работа:

Рассматривание демонстрационного материала.

Беседы «Что такое Пасха?»,

Прослушивание русских народных песен мелодий.

Лепка из соленого теста заготовок для росписи: яиц, кулича.

Оборудование:

Презентация, заготовки из соленого теста, крашеные яйца, кисти, гуашь, баночки для воды, салфетки для промачивания.

Ход занятия:

1.Организационный момент.

Звучит колокольный звон.

Чтение стихотворения ребенком.

 

Как солнце блещет ярко,

Как неба глубь светла,

Как весело и громко гудят колокола.

Немолчно в Божьих храмах

Поют «Христос Воскресе!»

И звуки дивной песни

Доходят до небес. (А. Плещеев)

Педагог: Ребята, о чем говорится в стихотворении?

Правильно, о самом главном христианском празднике Пасха. В Пасхальную ночь верующие идут в церковь на праздничную службу.

-Пасха – день воскрешения Иисуса Христа. В этот праздник люди радуются и поздравляют друг друга словами «Христос воскрес!» и слышат в ответ: «Воистину воскрес!»

Основная часть.

1. Упражнение «Скажи какая?»

Педагог: Праздник Пасха настает весной. Давайте вспомним приметы весны и скажем какая она?

Правильно, весна теплая, звонкая, ветряная, ранняя, поздняя, цветущая, красивая, радостная.

2. Упражнение «Символы пасхи».

- Саша нам расскажет стих.

Звонко капают капели

Возле нашего окна

Птицы весело запели,

В гости Пасха к нам пришла.

Педагог: Ребята, какие главные символы праздника Пасха вы знаете? (крашеные яйца, кулич, творожная пасха)

-Расскажите подробнее об этих символах.

Рассказы детей.

Яйцо символизирует жизнь. А еще на Пасху пекут куличи. Кулич символизирует красное солнышко, и если человек пробует кулич, то он вбирает в себя живительные лучики и становится добрым и сильным.

Педагог: Целую неделю люди ходили друг к другу в гости и обменивались пасхальными яйцами. Но яйца всегда отличались друг от друга по окраске, по способу окрашивания.

Посмотрите на наши праздничные яйца, чем они отличаются? (ответы детей)

-Правильно! Одни яйца просто окрашены в один цвет, другие украшены различными узорами. Окрашенные яйца называют Крашенками, а расписанные узорами – Писанками, как художник пишет картины.

Существует предание, что первое пасхальное яйцо преподнесла Мария Магдалина, ученица Иисуса Христа, императору Тиберию. После чудесного воскрешения Иисуса Христа она пришла к императору со словами: "Христос Воскресе!" В те времена нельзя было приходить с пустыми руками, поэтому она принесла ему в дар яичко. Однако Тиберий не поверил её словам, возразив, что никто не может воскреснуть, так же как белое яйцо не может стать красным. И только последнее слово слетело с его губ, как яйцо действительно приобрело алый цвет. С тех пор в память об этом событии, символизирующем нашу веру в Воскресшего Господа, мы красим яйца и дарим друг другу на Пасху со словами «Христос Воскресе!», а в ответ слышим «Воистину Воскрес!».

3. Подвижная игра.

Педагог: Дети в первый день Пасхи обращались к Солнцу с речевками, закличками, песенками.

- Давайте, ребята, покличем солнышко!

Солнышко, ведрышко,

Выгляни в окошко,

Выгляни немножко.

Солнышко, покажись,

Красное, нарядись.

Гори, солнце, ярче –

Лето будет жарче,

А зима – теплее,

А весна – милее.

(Водят хоровод)

4. Пасхальные игры.

«Раскрути яичко»

1) Я приглашаю 3 участников. Правило игры таково: Вы должны будете раскрутить яйца. Чье яйцо дольше прокрутится, тот и победитель, он забирает яйца остальных игроков.

2) «Кто дальше?» (у кого докатиться яйцо до линии тот победитель)

5. Упражнение на развитие общей моторики «Жили-были».

Стихотворение выполняется с движениями.

Любят взрослые и дети

Этот праздник все на свете!

Жили-были Дед и Баба

Лени воли не давали,

По хозяйству хлопотали:

Избу к Пасхе побелили,

Всё почистили, помыли.

6. Упражнение «Загадки»

Попросил дед бабу к празднику кулич испечь, а баба рецепт кулича потеряла. Теперь не может вспомнить, какие продукты ей нужны. Может вы ей поможете?

Крепкий круглый пузырёк

Цветом бел, внутри желток.

Курочки его несут,

Расскажите, как зовут. (Яйцо)

Я живу в морской воде,

Нет меня - и быть беде!

Каждый повар уважает

И по вкусу добавляет. (Соль)

Любят пить котята

Да малые ребята. (Молоко)

Из меня пекут ватрушки,

И оладьи, и блины.

В торты, пироги и плюшки

Положить меня должны. (Мука)

Он на веточке созрел,

Он красив и загорел.

Любят белки грызть его,

Прятать на зиму в дупло. (Орех)

Виноградинку сушили,

На солнцепёке положили.

Она от зноя истомилась,

А во что же превратилась? (Изюм)

- Молодцы! Помогли бабушке вспомнить все ингредиенты. Пора печь.

7. Сопряженная гимнастика пальцев рук и языка.

- Повторяйте за мной

В миску молоко налили     Наливаем из воображаемого стакана С-С-С.

Про муку мы не забыли    Руками просеваем Ш-Ш-Ш.

Тесто в миске замешали   Руками «мнём тесто», «покусать язычок».

Подождали, настояли.       Руки встряхнуть, «лопаточка».

Мы изюм положили          Руками сыпем, «часики».

И про сахар не забыли      Руками сыпем, «качели».

Напечём мы куличей,       Руками «мнём тесто».

По вкусней по горячей.    Держим воображаемый кулич руками, вдох носом, выдох через рот.

8. Роспись заготовок из соленого теста.

Педагог: Сейчас мы с вами превратимся в мастеров росписи и тоже сделаем красивые расписные яички или кулич с разноцветной посыпкой.

Для этого вы возьмете гуашь нужного цвета, немного разведете ее водой с помощью кисточки и раскрасите.

9. Выставка работ детей.

10. Итог.

Педагог: Давайте подведем итог нашему занятию.

 Что вам больше всего понравилось на занятии?

Какому празднику было посвящено наше занятие? (ответы детей)

 

 

 

 

                     

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 3

Беседы с детьми.

Беседа на тему «Что такое Пасха?»

Цель беседы: Заинтересовать детей православным смыслом празднования Пасхи.

Как люблю я праздник Пасхи!

Приготовлюсь к четвергу

Бабушка яички красит,

Я ей тоже помогу.

На скорлупке хрупкой, тонкой

Для людей, для красоты

Крашу кисточкой тихонько:

Крестик, солнышко, цветы.

В светлый праздник Воскресенья

Подарю своим друзьям

По яичку, с поздравленьем

И скажу: «Раскрасил сам»

2 мая мы будем встречать христианский праздник - Пасха. Этот праздник – победа жизни над смертью, праздник любви, мира и светлой жизни. Когда-то давно Господь послал на Землю своего сына- Иисуса, который должен был научить народ смирению и любви. Христос принес себя в жертву, чтобы показать людям истинную любовь – это любовь к Богу. Своей смертью, а затем воскрешением, Христос поведал людям, что жизнь не заканчивается смертью. Неизбежный конец жизни приводит к встрече с Богом. Вот это воскрешение – победу над смертью и празднуют люди каждый год весной – и называется этот праздник Пасха.

Всю неделю, предшествующую Пасхе, называют Страстной. Особо выделяют последние дни Страстной недели – Чистый Четверг (день очищения от грехов), Страстная Пятница (упоминание о распятии и смерти Иисуса Христа), Великая Суббота (день печали), и Светлое Воскресение Христово – праздник жизни и победы над смертью. Начиная с Чистого Четверга, мы начинаем готовиться к встрече Пасхи – сначала убирать дом, а потом красим яйца и печем куличи.

Праздник Пасхи продолжается целую неделю. И называется эта неделя по-разному -пасхальной, светлой, святой. Люди ходят друг к другу в гости, веселятся. В городах качались на качелях, каруселях, играли в горелки. В деревнях устраивали игры, хороводы. Люди думали о будущем урожае и посевных работах, и чтобы пробудить землю от зимнего сна, чтобы был хороший урожай катали по земле крашеные яички.

2. Беседа «Почему мы красим яйца?»

Цель беседы: Развивать познавательную активность детей;

 Формировать представления детей о народных праздниках, о традициях и обычаях.

Ход беседы: «Царь – день», или «Велик – день» - так называли праздник Пасхи в народе. Пасха — это день всеобщего равенства, любви и милосердия. Люди приветствовали друг друга словами «Христос воскрес», в ответ звучало «Воистину воскрес», трижды целовались, дарили друг другу красные яйца. Этот обычай очень давний; Христос дал нам жизнь, а яйцо — это знак жизни. Мы ведь знаем, что из яйца выходит живое существо.

- Кто, вылупляется из яйца? (ответы детей).

Призадумалось яйцо:

Кто же я, в конце концов?

Лебедь, утка, или я, ядовитая змея?

- А как вы думаете, в какой цвет красили яйца наши предки?

И почему?

- Красный цвет – это цвет радости. И ещё это цвет крови, которой Христос освятил жизнь.

Вот с тех пор люди стали приветствовать друг друга красным яйцом, как знаком вечной жизни. Послушайте, как в старину красили яйца. Первоначально яйца окрашивались только в красный цвет, позже их стали окрашивать во всевозможные цвета, рисовали на них пейзажи, записывали даже свои мысли. Также в старину яйца окрашивали с помощью ярких лоскутков и ниток, которые линяли. Яйцо смачивали водой, и обкладывали лоскутками и нитками, заворачивали в белую тряпочку и крепко заматывали ниткой, затем варили. Красили яйца в четверг перед праздником, всей семьей.  Бытовало поверье, что яйца, сваренные в крутую в чистый четверг, предохраняют от болезней, если их есть на Пасху, а скорлупу от яиц зарыть в землю на пастбище где пасли скот, это надежно защищало домашних животных от сглаза и всяких несчастий.

Но самое главное, что вы должны запомнить, Пасха – день всеобщего равенства, любви и милосердия. Не обижайте младших, будьте внимательны и послушны старшим, щедры к бедным, добры к нашим четвероногим и крылатым друзьям.

Пусть в ваших душах царит любовь и милосердие.

3. Беседа «Как Воскрес Иисус Христос»

Цель: познакомить детей с Воскресением Иисуса Христа.

Ход беседы:

- Сегодня мы с вами поговорим о том, как Воскрес Иисус Христос.

Об этом событии рассказывается в Евангелии и помнят люди.

Тело Иисуса Христа сняли с Креста, завернули в Плащеницу – большое льняное полотно – и положили во Гроб. Гробом в те времена служила пещера. Вход был завален огромным камнем и опечатан. У входа была поставлена стража.

Но на третий день после погребения Иисус Христос Воскрес и вышел из гроба. Стража в страхе убежала и рассказала людям об этом невероятном чуде.

Ранним утром на третий день после погребения Христа несколько женщин принесли ко Гробу миро, чтобы умастить Тело своего любимого Учителя. Миро – специальное благовонное масло. Этих счастливых женщин, которые не утратили любовь и почтение ко Христу, даже увидев Его распятым, называют теперь Жёнами – мироносицами.

Женщины, идя ко Гробу, рассуждали о том, кто отвалит камень от гроба. Но, подойдя ко Гробу, они увидели, что стражи нет, а камень отвален. Оказывается, перед их приходом Ангел сошёл на землю ко Гробу. И в связи с этим произошло землетрясение и камень был отвален.

В испуге стража разбежалась. Поэтому, подойдя к пещере, женщины увидели, что стражи нет, большой камень, заграждавший вход в Гроб, отвален, Гроб пуст, а на камне сидит Ангел Господень. Вид Его был как молния, а одежда Его – бела, как снег. Увидев Ангела, женщины пришли в трепет. Ангел же сказал: «Не бойтесь, ибо знаю, что вы ищете: Иисуса Распятого. Его нет здесь. Он Воскрес…». Со страхом и радостью женщины поспешили возвестить ученикам Иисуса Христа о чуде Воскресения.

4. Беседа «Проповедь Марии Магдалины»

Цель: познакомить детей с историей праздника Светлой Пасхи.

Ход беседы:

Пасха – праздник величайший и всемирный. Ведь Воскресение Христово изменило всё в человеческом мире. Веру в Воскресшего Христа начали проповедовать Жёны – мироносицы, Матерь Божия и апостолы – ученики Христа. Пасха Господня, или Светлое Христово Воскресение, стало главным православным праздником.

Люди готовятся к Пасхе ещё усерднее, чем к Рождеству Христову. Они анализируют свою жизнь, приходят в  храм на Исповедь, каются в грехах, Причащаются и с обновлёнными сердцами снова учатся жить по правде и любви Божией.

Первыми проповедниками Воскресения Господня стали Жёны-мироносицы, среди  которых была женщина по имени Магдалина. Она знала и всем сердцем  любили Христа. Исполненная веры во Христа, она не побоялась прийти даже к правителю, чтобы открыть и ему истину о спасении. К правителю не принято было приходить без подарка. Но Марии нечего было преподнести правителю, и она смогла взять только обыкновенное куриное яйцо.

Рассказ Магдалины об Иисусе Христе показался правителю невероятным. И он воскликнул: «В это невозможно поверить! Это так же невозможно, как стать этому белому яйцу в твоей руке красным!». И яйцо на глазах недоверчивого правителя стало красным.

Так началась традиция красить яйца ко Светлому Христову Воскресению. Люди раскрашивают их в знак утверждения истины о Спасителе и спасении: христиане не просят чуда для укрепления веры, а, наоборот, сами проявляют веру, сохраняя обычай.

А в храмах и сердцах христиан звучат слова прославления Воскресшего Христа, радость и призыв к следованию за Христом к духовному воскрешению, освобождению от греха.

«Христос Воскресе из мертвых, смертию смерть поправ и сущим во гробех живот даровав!» - славят Христово Воскресение христиане. Эти слова означают: «Христос Воскрес из мёртвых, Своею смертию смерть победив. и людям, пребывавшим во гробах, то есть духовно мертвым, даровав жизнь вечную».

«Христос Воскресе!» - восклицает священник в храме в Светлое Христово Воскресение. «Воистину Воскресе!» - радостно утверждает народ.

И долго ещё потом звучат эти слова – целых сорок дней, до праздника Вознесения Господня, когда Спаситель вознёсся на небо.

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 4

Стихи для детей.

 

Божий мир.

Божий мир красив и дивен:

День и ночь, и белый снег,

В октябре холодный ливень,

И теченье быстрых рек,

Облака на небе синем,

Солнца яркого лучи,

Первый серебристый иней

И весенние ручьи.

Божий мир зимой и летом

Дарит всем живущим в нём

Много радости и света,

Наполняет счастьем дом.

Неустанно славлю Бога

И за всё благодарю.

Мне Господь дал очень много:

Мир вокруг и жизнь мою.

 

Дети в храме.

Деток в нашем храме много.

Вот стоит Иван с сестрой:

Ваня с Катей просят Бога

Счастья маме дать родной.

Просят братья Лев и Саша,

Чтобы папа был здоров.

Даже маленькая Даша,

Хоть совсем не знает слов,

Осторожно ставит свечку

И на батюшку глядит,

И Господь её сердечко

Благодатью осенит.

 

Пасха Красная

Снова верба расцвела,

Мир ждёт обновленья.

Сколько света и тепла

В это воскресенье!

Пасха Красная пришла!

Всюду птичье пенье…

Как звонят колокола

В это воскресенье!

 

Загадки.

Птицы поют, и трава зелена.

Всё это нам подарила …   (весна)

Солнца лучик самый первый

Согревает ветку …   (вербы)

Испечем-ка мы в печи

К Светлой пасхе … (куличи)

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 7          

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ 

«Пасха, Светлая Пасха» 


2 мая 2021 года — праздник Пасхи! В христианстве – это самое главное воскресенье в году, день, когда воскрес из мертвых Иисус Христос, своими мучениями на кресте искупивший все грехи человечества. Пасха - это очень радостный и светлый праздник, воспевающий Жизнь и Любовь. Пасха провозглашает, что смерти нет, что она – лишь этап на пути человека, а вовсе не окончание жизни.

Праздник Пасхи называли раньше по-разному: Христово Воскресенье, Светлый день, Велик день, Зеленые Святки. Это был самый радостный и долгожданный праздник и для взрослых, и для детей. Детям дарили подарочки и всякие сласти, проводили всеобщие игры, катались на качелях, водили хороводы, танцевали, пели и даже колядовали. Качели являлись обязательным атрибутом Пасхи. Их устанавливали почти в каждом дворе для своих детишек, а на общей деревенской площади возводили к Пасхе качели для всех. Качались на качелях абсолютно все, заливаясь радостным смехом. Вокруг толпились нарядно одетые жители деревни: мужики играли на гармони, детишки носились, бабы

пели песни, девчата водили хороводы. Главное и самое важное событие праздника Пасхи – это посещение торжественной церковной ночной службы и освящение пасхальной еды: крашенок, куличей, вина.

Посещение торжественной службы и освящение еды.

Основная служба проходит в храме с полуночи и до 4-00-4-30 утра. Однако, по данным статистики, посещают ее не более 6% населения. Если вы решили пойти на ночную службу, подготовьтесь заранее и выходите из дома до начала службы, чтобы успеть добраться вовремя. Храмы в эту ночь, как правило, переполнены. Именно с пасхального богослужения начинается празднование Пасхи. Служба в пасхальную ночь особенная, легкая и праздничная. Церковь украшена белыми цветами, священники одеты в торжественные одеяния, проникновенно поет церковный хор. На пасхальную службу не стоит нести с собой корзины с едой, еду можно освятить накануне в субботу. При большом столпотворении народа будет сложно и тяжело держать при себе объемные корзинки. Если вы не планируете идти на ночную литургию, можно освятить еду в церкви, поставить свечку, помолиться Господу с утра в сам праздник Пасхи. К завтраку стол должен быть накрыт и уставлен освященными яствами. Перед Пасхой все верующие соблюдают семинедельный Великий пост, который оканчивается в праздничное пасхальное утро. Подготовка к Пасхе длится всю Вербную неделю, а пасхи и куличи хозяйки пекут, как правило, в четверг и в субботу.

Что еще святят вместе с пасхами, куличами и расписными и крашеными яйцами? Обычно в корзинку кладут колбасу, сыр, копченое мясо, сало, вино, огурцы, мед и конфеты. Люди становятся в круг возле церкви или в церковном дворе. Когда людей собирается много, священник с помощником освящает принесенное святой водой и собирает добровольные пожертвования.

По давней традиции, дети и взрослые должны начинать пасхальную трапезу с окрашенного в красный цвет яйца. В основе этой традиции лежит библейская легенда. Мария Магдалина явилась известить императора Тиберия о воскрешении Христа. Император Тиберий взял в руки яйцо и сказал, что поверит такой небылице только, если яйцо в руке покраснеет. Как гласит предание, яйцо покраснело, и появилась традиция начинать пасхальную трапезу с кусочка пасхи и красного яйца.

Как праздновать Пасху всей семьей?

Определенной традиции празднования Пасхи не существует. Помимо посещения храма и освящения еды, никаких других обязательных элементов нет.

Дальше все зависит от вас. Подумайте заранее, будете вы праздновать Пасху всей семьей дома или пойдете в гости, пригласите гостей или останетесь одни. Продумайте меню, украсьте дом и стол к Пасхе. При этом помните, что работать в Христово Воскресенье запрещено, как, впрочем, и во все остальные воскресные дни. Работать шесть дней, а на седьмой отдыхать – это одна из десяти заповедей Божьих. В праздник можно только заниматься тем, что приносит удовольствие и, конечно, отдыхать. Можно остаться дома, а можно организовать пикник на природе с шашлыками и печеной картошкой. Праздновать Пасху нужно не только телом, но и душой.

На праздник Пасхи принято христосоваться друг с другом. Младшие приветствуют старших словами «Христос Воскресе!» и слышат в ответ: «Воистину Воскресе!». После чего нужно обменяться троекратным поцелуем. Люди поступают так, потому что радость от воскрешения Спасителя просто переполняет души и сердца, и этой радостью нужно обязательно поделиться с окружающими, простив старые обиды и забыв плохие поступки.

Пасха – это общий семейный праздник, когда за одним столом собираются много друзей и родственников, вокруг бегают детишки. На Пасху принято делать друг другу и особенно детям маленькие подарки: крашенные отварные или искусственные декоративные яйца, маленькие, красиво украшенные пасочки, пасхальные куличи, пасхальные сувениры – зайчики, птички, свечи, веночки и корзинки. Обязательно украсьте к пасхе дом и стол. Красивая тарелка с проращенной зеленой травкой и разложенными на ней разноцветными яйцами наверняка будет оценена близкими по достоинству.

Как рассказать ребенку о Пасхе?

Пасха может стать очень ярким и интересным праздником для детей. Ведь детишки всегда с удовольствием помогают маме украшать белой глазурью и цветным сахаром пасхальные куличи, окрашивать яйца в разные цвета или лепить на них нарядные  наклейки. С детьми можно подготовить к Пасхе открытки для родственников, раскрасить вручную яйца и оформить к празднику дом. Но ребенку нужно обязательно рассказать о Пасхе, о ее традициях и истории, о Великом Посте понятными для малыша словами. Пока вы красите яйца или раскрашиваете самодельную открытку, расскажите ребенку, зачем это все делается. Небольшой рассказ о жизни и смерти Иисуса Христа внесет смысл и понимание в праздник Пасхи. Рассказать ребенку о Пасхе можно примерно таким образом:  «Мы с тобой готовимся к празднику Пасхи, это самый главный церковный праздник и посвящен он воскрешению из мертвых сына Бога Иисуса Христа. Когда-то очень давно Бог послал на землю своего сына Иисуса, который вырос среди людей и потом победил Смерть и воскрес из мертвых. Он мог выбрать и не умирать, но он предпочел смерть, чтобы помочь людям избавиться от своих грехов. Иисус умер в пятницу, его распяли на кресте, а в воскресенье произошло сильное землетрясение, и Иисус встал и вышел из своей усыпальницы. Иисус показал, что мы умираем не навсегда, потом мы просыпаемся и уходим на небо, где живем другой вечной и очень счастливой жизнью. Иисус очень хороший, он очень сильно любил всех людей, и учил их, что в сердце должна всегда жить любовь ко всем людям. И свой поступок он совершил из очень большой Любви ко всем живым существам. 
С тех пор на Пасху люди красят яйца и пекут особый пасхальный хлеб: это символы нового рождения и вечной жизни». 

Празднование Пасхи длится сорок дней —столько дней Иисус приходил к своим ученикам после своего Воскресения. На сороковой день же день Иисус Христос вознесся к своему и нашему Отцу - Богу. Все сорок дней, а особенно активно в первую неделю Пасхи, было принято принимать гостей и ходить в гости, дарить куличи и крашенки. А в следующее воскресенье после пасхи – Проводы, когда принято посещать и поминать усопших.

Игры для праздника Пасхи 

«Катание яиц»: Традиционной пасхальной игрой является следующая. На полу освобождали ровное пространство, устанавливали деревянный либо картонный желобок, с которого запускали яйца. На пути яйца раскладывали всевозможные маленькие игрушки и сувениры. Дети по очереди катили яйца по желобу и забирали себе ту игрушку, с которой сталкивалось их яйцо.

«Найди яйцо!»: Все дети любят искать сюрпризы. Запрячьте заранее декоративные яйца либо шоколадные киндер-сюрпризы по всей квартире, дому или саду, смотря, где вы собираетесь отмечать праздник Пасхи. Соберите детей вместе и предложите им найти яйцо-сюрприз. Если детишек много, разделите их на две команды, и пусть каждая отыщет как можно большее количество яиц, которые потом распределит между собой. Если детишки ищут по отдельности, постарайтесь, чтобы каждый малыш нашел-таки свой сюрприз и не остался без подарка.

«Крепкое яйцо»: Издавна существует традиция «чокаться» друг с другом яйцами. Яйца берут в руки тупым либо острым концом от себя и ударяют им об яйцо соперника. Выиграет то, что яйцо останется целым.

«Курочка, снеси яичко!»: А это веселая пасхальная игра для большой компании. Пригласите двух игроков, либо если желающих много, разделите их на две команды. Каждому вручите по большому бутафорскому яйцу или теннисному мячику, обернутому белой бумагой. На некотором расстоянии от места, где участники будут стартовать, поставьте по корзинке, тарелке либо тазику. Участники должны зажать «яйцо» между ногами, добежать до корзинки и уронить «снести» туда яйцо. Какая команда или участник справятся быстрее со всем запасом «яиц», тот и выиграет.