Дидактические игры и упражнения по формированию лексико-грамматического строя речи
ПОДБЕРИ ПРИЗНАК
Цель: учить согласовывать прилагательные с существительными.
Ход игры: воспитатель называет слово и задаёт вопросы (какой? Какая? Какие? Какое?), ребёнок отвечает.
Куртка (какая?) – красная, теплая, зимняя…
Сапоги (какие?) – коричневые, удобные, теплые…
Шарф (какой?) – пушистый, вязанный…
Перчатки (какие?) – кожаные, белые...
Шляпа (какая?) – черная, большая…
Туфли (какие?) – осенние, красивые…
Платье (какое?) - новое, нарядное, зеленое…
Рубашка (какая?) - белая, праздничная….
Шуба (какая?) - меховая, теплая…
НАЗОВИ ЛАСКОВО
Цель: учить детей образовывать слова при помощи уменьшительное- ласкательных суффиксов.
Оборудование: мяч
Ход игры: воспитатель произносит фразу и бросает мяч ребенку. Предложите ребенку вернуть вам мяч и изменить фразу так, чтобы слова в ней звучали ласково.
Шуба теплая - шубка тепленькая
Лиса хитрая - лисичка хитренькая
Заяц белый - зайчик беленький
Сапоги чистые - сапожки чистенькие
Ветка короткая - веточка коротенькая
Шишка длинная - шишечка длинненькая
Ворона черная - вороненок черненький
Снег белый - снежок беленький.
ПОСЧИТАЙ
Цель: упражнять в согласовании существительных с числительными 1-2-5.
Ход игры: воспитатель называет один предмет, дети отвечают, как будет звучать 1-2-5 предметов.
Один мяч, два мяча, пять мячей.
Одна кукла, две куклы, пять кукол.
Одно облако, два облака, пять облаков.
КАКОЙ? КАКАЯ? КАКОЕ?
Цель: закрепить умение соотносить предмет и его признак. Закрепить согласование прил. С сущ. В роде, числе.
Материал: картинки с изображением дерева, гриба, пня, солнца, девочки, корзинки, картинки – символы качества предметов.
Ход игры: в центре -картинки с изображением предметов, отдельно – символы качеств. Детям предлагается найти предметы, к которым можно задать вопрос «какой?» и ответить на вопрос, подбирая символы качеств. (Пень –какой? Пень низкий, твердый, круглый и т.д.). Аналогична работа с предметами женского и среднего рода.
СЛОВА –РОДСТВЕННИКИ
Цель: упражнять в подборе однокоренных слов.
Медведь – медведица, медвежонок, медвежий, медведушка …
Волк - волчица, волчонок, волчище, волчий, волчишко…
Лиса –лис, лисичка, лисёнок, лисонька, лисушка….
КТО ГДЕ ЖИВЁТ?
Цель: упражнять в употреблении предложного падежа существительного.
Лиса живёт в норе.
Медведь зимует в… .
Волк живёт в … .
Белка живёт в … .
Ёжик живёт в … .
КАКОЕ ЭТО БЛЮДО?ПОСУДА?
Цель: упражнять в образовании относительных прилагательных.
Какой суп из … (фасоли, гороха, рыбы, курицы, свеклы, грибов, овощей)?
Какая каша из … (пшена, геркулеса, манки … )?
Какое варенье из … (яблок, сливы, абрикоса, малины … )?
Какой сок из … (моркови, груши, апельсина … )?
Какая посуда бывает … (стеклянная, металлическая, керамическая, фарфоровая, глиняная, пластмассовая)? Привести примеры. Почему она так называется? (Стеклянная – сделана из стекла.)
СКАЖИ НАОБОРОТ
Цель: учить подбирать антонимы к словам.
Взлет – посадка
Взлетать – приземляться
Приезжать - …
Приплывать - … .
СКАЖИ ОДНИМ СЛОВОМ
Цель: упражнять в образовании сложных прилагательных.
Материал: мяч.
У сороки белые бока, поэтому ее называют … (белобокая).
У синицы желтая грудь, поэтому ее называют … (желтогрудая).
У снегиря красная грудь, поэтому его называют … (…).
У дятла красная голова, поэтому его называют … (…).
У вороны черные крылья, поэтому ее называют … (…).
У дятла острый клюв, поэтому его называют … (…).
Задания на развитие связной речи
«Бывает- не бывает»
Цель: воспитывать внимание к слову, учить представлять ситуации, выраженные в слове, закреплять и уточнять значение слов в сознании ребенка
Собака под дверью мяукает. Почему не бывает? полный ответ: Потому что собака лает, а кошка мяукает.
Кошка дом сторожит.
Курица кукарекает на заборе.
Мальчик летом по воде на санках едет.
Трактор по небу летит.
Кит в аквариуме плавает.
«Задумай слово!»
Цель: систематизировать представления детей, учить выражать свой мысли в краткой форме, обозначать качество, действия с ними.
Взрослый предлагает поиграть в игру, дети должны задумать слово, которое все знают, но не называть его, а только рассказать, что оно обозначает: какой, что можно с ним делать, все будут внимательно слушают и отгадывают.
Например: он пушистый, ласкает и мурлыкает (котенок)
Он по утрам песенки поет, хвост разноцветный (петух)
Она оранжевая, вкусная, длинная (морковь)
«Закончи предложение» 1 вариант
Цель: учить детей заканчивать высказывание, начатое воспитателем, подбирать подходящее слово, согласовать с другими словами в предложении.
Например: девочка рисует (елка, дом, диван)
Папа читает (книга, журнал, газета)
Собака грызет. (кость, тряпку, карандаш)
Мальчик ловит (мяч, раба, шар, лягушка)
Мама стирает (платье, белье, кофта, носок)
Можно употреблять существительные во множ. числе.
«Закончи предложение» 2 вариант
Цель: учить дополнять предложения словом противоположного значения.
Сахар сладкий, а перец (горький)
Летом листья зеленые, а осенью (желтые, красные, оранжевые)
Дорога широкая, а тропинка (узкая)
Ручей мелкий, а река (глубокая)
Пластилин мягкий, а камень (твердый)
Девочка говорит громко, а мальчик (тихо)
«Придумаем сказку»
Цель: учить детей самостоятельно находить наиболее подходящие выразительные средства для составления сказки или рассказа на заданную тему.
1.Вариант: Если долго смотреть, как идет снег, то кажется, что ветер играет снежинками какую-мелодию, которую мы не слышим. А они танцуют то быстрее, то медленнее. Давайте придумаем сказку «Танцуют снежинки». Если хотите можно нарисовать сюжеты к сказке и сделать свою книгу.
2.Вариант: Давайте пофантазируем и представим, что снится деревьям в зимнем лесу (или деревьям на нашем участке в детском саду). А раз в сказке все может быть, деревья могут говорить и мечтать, то давайте расскажем, как одиноко и грустно деревьям без листьев, о чем они мечтают все зиму и как снег укутывает их потеплее от стужи и морозов. Так же можно сделать иллюстрации к своим сочинениям.
Чистоговорки
Чистоговорки и скороговорки — это специальные речевые упражнения для отработки навыка произнесения звуков или их сочетаний.
Звуки [с] - [с'].
Са – са – са – под кустом сидит лиса
Су – су – су – мы увидели лису
Сы – сы – сы – лиса хочет колбасы
Си – си – си – ей кусочек отнеси.
Звук [ш].
Ша-ша-ша, мама моет малыша.
Шу-шу-шу, я письмо пишу.
Тише мыши кот на крыше.
Луша у душа мыла шею и уши.
Не найду я ушки у нашей лягушки.
Звук [ж].
Жа-жа-жа, есть иголки у ежа.
Жу-жу-жу, молока дадим ежу.
У ежа ежата, у ужа ужата.
Звук [ч].
Чу-чу-чу, молоточком я стучу.
Ученик учил уроки, у него в чернилах щёки.
У четырёх черепах по четыре черепашонка.
Звук [щ].
Ща-ща-ща, мы несём домой леща.
Волки рыщут, пищу ищут.
Два щенка щека к щеке,
Щиплют щётку в уголке.
Скороговорки.
- Шла Саша по шоссе и сосала сушку.
- Ткёт ткач ткани на платки Тане.
- Осип охрип, Архип осип.
- На дворе трава, на траве дрова, не руби дрова на траве двора.
- Ехал Грека через реку
Видит Грека — в рeкe рак,
Сунул Грека руку в pеку,
Рак за руку Гpеку цап.
- Pыла свинья, тупopыла, белopыла,
Пoлдвopа рылом из-pыла,
Выpыла, пoдpыла, до нopы не дopыла.
На тo хавpoнье и pыло, чтoбы она pыла.
- Кукушка кукушoнку купила капюшoн.
Надел кукушoнoк капюшoн,
Как в капюшоне он смешон.
Бeлый сахар тожe бел.
А вoт белка не бeла.
Бeлой даже нe была.
- Карл у Клары украл кораллы,
А Клара у Карла украла кларнет.
Про какие, про покупки
Про покупки, про покупки,
Про покупочки мои.
- Купили Валерику и Вареньке
Варежки и валенки.
Юлька юркая была,
Усидеть на месте Юлька. Ни минуты не могла.