Интеграция образовательных областей:
- « Социально-коммуникативное развитие»;
- « Познавательное развитие»;
-« Речевое развитие».
Задачи:
- формировать умение экспериментировать с веществами (водой), упражнять в переливании воды из бутылки в стакан и обратно в бутылку с помощью воронки;
- формировать умение отвечать на вопросы, здороваться и прощаться (по напоминанию взрослого);
- поощрять попытки детей старше 2,5 лет по собственной инициативе или по просьбе воспитателя рассказывать о событии из личного опыта;
- воспитывать желание слушать народные песенки, стихотворения;
- формировать умение выполнять с помощью взрослого несколько игровых действий, играть радом, не мешая друг другу;
- развивать интерес к играм-действиям под звучащее слово (в произведениях малых фольклорных форм).
Планируемые результаты.
- Играет рядом с другими детьми, не мешая, подражает действиям сверстника.
- Общается в диалоге с воспитателем.
- Эмоционально откликается на игру, предложенную взрослым, подражает его действиям, принимает игровую задачу.
- Выполняет простейшие действия (с помощью воспитателя).
- Сопровождает речью игровые и бытовые действия.
- Слушает доступные по содержанию стихотворения.
Предварительная работа: проговаривание воспитателем в процессе умывания отрывка из стихотворения Э. Мошковской «Приказ»; показ, как открывать и закрывать водопроводный кран; обучение мытью рук; уточнение, что вода хорошо смывает грязь с рук; разучивание пальчиковой гимнастики «Водичка, водичка».
Приемы работы: игра; показ и объяснение действия; самостоятельное выполнение действий; помощь; напоминание; указание; поощрение; художественное слово; пальчиковая гимнастика.
Материалы: прозрачные белые пластиковые бутылки (емкостью 0,33 л) (4 шт.), наполовину наполненные водой, крышки для каждой бутылки (на дно каждой крышки нанесено немного гуаши 4-х цветов); восемь высоких узких прозрачных пластиковых стаканов, прозрачные пластмассовые миска и широкая чашка (по 4 шт.); воронка (4 шт.); поднос; салфетка; кувшин с водой; емкость в виде таза.
Ход занятия :
Воспитатель. Ребята, вы сегодня умывались? (Ответы детей.) Молодцы! Покажем, как надо умываться?
Пальчиковая гимнастика «Водичка, водичка». Воспитатель читает потешку и выполняет движения, дети повторяют за воспитателем.
Потешка
Водичка, водичка,
Умой мое личико,
Чтобы глазоньки блестели,
Чтобы щечки горели,
Чтоб смеялся роток,
Волнообразные движения кистей
рук сверху вниз.
Тереть ладонями лицо.
Показать глаза.
Показать щеки.
Показать рот.
Постучать зубами
.
Воспитатель. Теперь вы все чистые, красивые.
Воспитатель приглашает куклу, (другой воспитатель) у которой перепачканы руки. Кукла здоровается с детьми.
Игровая ситуация «Девочка чумазая».
Воспитатель. Присаживайся, Катя. Посмотри, какие у нас дети красивые, чистые. Ой, Катя, а в чем у тебя руки? (Показывает детям руки куклы.) Ребята, что это? Грязь?
Ах ты, девочка чумазая,
Где ты руки так измазала?
Черные ладошки,
На локтях — дорожки.
А. Барто
Катя, ты не умывалась утром? Уже вымазаться успела? Разве можно играть с такими грязными руками? Ребята, что надо сделать, чтобы руки у Кати опять стали чистыми? {Ответы детей.) Молодцы! Руки кукле надо вымыть. Чем мы будем мыть Кате руки? (Ответы детей.) Чтобы умыть Катю, нам нужна вода.
Кто горячей водой умывается,
Называется молодцом.
Кто холодной водой умывается,
Называется храбрецом.
А кто не умывается,
Никак не называется.
(П. Синявский «Кто не умывается».)
Сейчас, Катя, мы будем мыть тебе руки водой. Дети, помогите мне открыть кран с водой. Как мы его открываем? Покажите, пожалуйста.
Малоподвижная игра «Кран, откройся!»
Воспитатель читает стихотворение и выполняет действия вместе с детьми.
Кран, откройся! «Открывать кран» пальцами руки.
Нос, умойся! Тереть ладонью нос.
Глаз, купайся! «Мыть» глаза.
Грязь, сдавайся! Хлопки в ладоши.
(Э. Мошковская «Приказ».)
Воспитатель. Давай, Катя, я вымою тебе руки. Вот у меня кувшин с водой. (Моет кукле руки и вытирает салфеткой.) Для чего нам нужна, вода?
Воспитатель выслушивает ответы детей, поощряет, подсказывает нужные слова, задает наводящие вопросы, затем обобщает сказанное.
Воспитатель. Воду мы пьем, водой умываемся, стираем одежду, моем посуду. Вода нужна, чтобы сварить суп, компот, кашу.
Игры с водой.
Воспитатель. Поиграем с водой? Посмотрите, я принесла в бутылке воду. Вода прозрачная. У меня есть волшебная крышка. Я закручу крышкой бутылку, потрясу ее и произнесу волшебные слова: «Ты, бутылка, повертись, чудо-фокус — получись!» И... вода стала разноцветной! Кто хочет попробовать?
Дети выполняют действия с бутылкой с водой, несколько раз проговаривают «волшебные» слова вместе с воспитателем.
Воспитатель. Какого цвета стала вода в бутылках? .
Воспитатель с детьми выясняют получившиеся цвета, в которые' окрасилась вода.
Переливание воды.
Воспитатель предлагает детям перелить воду из одной бутылки в емкости: в два высоких узких стакана, миску, широкую чашку.
Воспитатель. Давайте разольем воду в разную посуду. Возьмите бутылку, открутите крышку, аккуратно наклоните бутылку над стаканом и налейте в него воду. Посмотрите, вода льется.
Дети поочередно переливают воду из бутылки в чашку, стакан и миску Воспитатель задает каждому ребенку вопросы о том, какие действия он проделывает.
Воспитатель. Что ты сделал? Во что перелил воду? Вода льется? Воду можно перелить из бутылки в чашку, стакан, миску и другую посуду, В какой емкости больше воды? Теперь перельем воду обратно в бутылки. Кто хочет мне помочь? (Ответы детей.) Горлышко у бутылки узкое, что нам поможет аккуратно перелить воду, не проливая ее? (Ответы детей.) Поможет нам воронка. Посмотрите, я вставляю воронку в горлышко бутылки, беру стакан и переливаю воду в бутылку.
Воспитатель помогает детям перелить воду из чашек, стаканов и мисок обратно в бутылки.
Воспитатель. С чем мы сегодня играли? (Ответы детей.) Вам понравилось играть с водой? Послушайте загадку.
Меня пьют, меня льют
Всем нужна я,
Кто я такая? (Вода)