Гордиться - значит знать!

Муниципальное Бюджетное Дошкольное Образовательное Учреждение детский сад №9 "Солнышко"

Нижегородская область, Кулебакский район, г. Кулебаки, ул. Адм. Макарова, д.2а

Телефон

8 (83176) 5 - 12 - 91

Эл. почта mbdouds9@bk.ru

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ «ПОДДЕРЖКА СЕМЕЙ, ИМЕЮЩИХ ДЕТЕЙ»

Кулебаки-округ.рф
Госуслуги

ГСПИ

Официальный интернет-портал правовой информации

Роскомнадзор по Приволжскому Федеральному округу
Результаты независимой оценки качества оказания услуг в сфере образования по образовательным учреждениям г.о.г. Кулебаки

 

солнышко

 

 

 

 

 

МБДОУ детский сад №9 "Солнышко"

Адрес: Нижегородская область, г. Кулебаки ул. Адм. Макарова, д.2а
Телефон: 8 (83176) 51291
Эл. почта: mbdouds9@bk.ru

Занимаемся и играем вместе с детьми дома.

Формирование правильной артикуляции.

Артикуляционная гимнастика.

Для того, чтобы сформировать у ребенка правильное звукопроизношение, необходимо выполнять артикуляционную гимнастику. При выполнении артикуляционных упражнений соблюдайте некоторые правила:

  • гимнастику выполняют два раза в день;
  • упражнения выполняют ребенок и взрослый вместе перед зеркалом;
  • каждое упражнение необходимо выполнять минимум 5 раз под счет до 5, удерживая артикуляционную позу.

 Желаю успеха!

Формирование пальчиковой моторики.

"Чем больше уверенности в движении детской руки, тем ярче речь ребенка, чем больше мастерства в детской руке, тем ребенок умнее."

                   В.А. Сухомлинский

Работа над формированием правильного звукопроизношения у детей - это очень сложный и продолжительный процесс, состоящий из нескольких этапов, основным из которых является формирование мелкой моторики ребенка, то есть развитие тонких дифференцированных движений пальцев рук.

Для чего нужна пальцевая гимнастика?

Исследователи доказали, что развитие моторики пальцев рук стимулирует развитие речи; способствует улучшению артикуляционных движений, развивает умение подражать взрослому, улучшает слуховое внимание и понимание речи, кисти рук и пальцы приобретают силу, хорошую подвижность, гибкость, что потребуется затем в школе при обучении ребенка письму, исчезает скованность движений. Кроме этого ребенок учится концентрировать свое внимание и правильно его распределять. У ребенка развивается память, воображение и фантазия.

Для проведения пальчиковой гимнастики предлагаю воспользоваться вам пособием Н.В. Нищевой "Картотека подвижных и пальчиковых игр"

Познакомьтесь с играми и упражнениями, которые способствуют развитию тонких движений пальцев рук.

-Разминать пальцами тесто, глину, пластилин.

  • Катать по очереди каждым пальцем мелкие бусинки, камешки, шарики.
  • Хлопать в ладоши тихо, громко, в разном темпе.
  • Нанизывать бусинки, пуговки на нитки.
  • Завязывать узлы на толстой и тонкой веревках и шнурках.
  • Заводить будильник, игрушки ключиком.
  • Штриховать, рисовать, раскрашивать карандашом, мелом, красками, ручкой

и т.д.

  • Резать ножницами.
  • Конструировать из бумаги (оригами), шить, вышивать, вязать.
  • Делать пальчиковую гимнастику.
  • Рисовать узоры по клеточкам в тетради.
  • Заниматься на домашнем стадионе и снарядах, где требуется захват пальцами (кольца, перекладина и другие).

Игры с пальчиками на кухне.

Большую часть времени мама проводит на кухне. Она занята приготовлением пищи, а малыш крутится около нее. Посмотрев его глазами на свое кухонное хозяйство, мама может обнаружить много предметов, способных занять ребенка больше чем на пару минут. Ребенок не только поиграет, но и потренирует свои маленькие пальчики (и будет под вашим присмотром).

«Помогаю маме». Поставьте перед ребенком блюдце, на котором перемешаны горох, рис и гречка, и попросите ребенка помочь вам их перебрать.

«Волшебные макароны». Из сырых макарон разных форм и размеров (а также из вермишели, спичек) можно выкладывать на столе причудливые узоры, попутно изучая формы получившихся предметов.

«Браслет для мамы». Из тех же макарон, а также сушек, баранок и толстой нитки малыш охотно смастерит для вас браслет, бусы. Не забудьте их примерить!

«Маленький пекарь». Большинство мам сейчас слишком заняты, чтобы «заводить» пироги, но готовым тестом все пользуются охотно. Не пожалейте маленького кусочка для своего ребенка – можно слепить какие –нибудь фигурки, как из пластилина, и запечь. Вы ели когда–нибудь паровоз, или грузовик, или буквы ?

«Конструктор». Если ваш ребенок очень любит строить, подарите ему пару упаковок губок для мытья посуды (они бывают разных цветов и размеров) – и у вашего ребенка будет возможность возводить поролоновые башни и дома с помощью оригинального, легкого и экономичного конструктора.

«Умелые ножницы». Дайте малышу в руки ножницы небольшого размера – и он сможет настричь вам в салат зелень, вырезать из пакетов из-под сока, коробок из-под конфет понравившиеся ему картинки (какие-то из этих картинок пригодятся, чтобы наклеить их в логопедическую тетрадь !).

«Закладка». Помните, как в детстве мы с вами делали из фантиков закладки для книжек? Начните мастерить с малышом такую закладку – и он с удовольствием включится в этот процесс. Самостоятельно  сделать закладку ребенок пока не сможет, но подготавливать для нее материал (разглаживать  фантики, а затем сворачивать  их в узкие полоски) ему по силам.

«Сколько спичек в коробке?». Если в спичечном коробке осталось немного спичек (в пределах десяти), предложите ребенку пересчитать их, вынимая из коробка по одной (заодно он закрепит счет до десяти).  

 

Рекомендации родителям на период карантина и на лето.

Впереди лето – пора летнего отдых для детей. Родителям, детей, имеющих речевые недостатки, и во время отдыха нельзя забывать о своих проблемах.

Важно помнить, что сформированные в течение года навыки (выработанные артикуляционные уклады, поставленные звуки, выученные стихи, пальчиковые игры) за летний период могут, как укрепиться и войти в привычный стереотип, так и «потеряться». Поэтому необходимо заниматься с ребенком дома. Если ребенок уезжает на лето, например, к бабушке, то необходимо бабушку предупредить о ваших проблемах, предоставить материал по закреплению речевых навыков и убедительно объяснить близким, как важны для ребенка эти упражнения и игры.

Закрепление звуков в речи – это тренинг: чем больше количество повторений, тем быстрее и качественнее идет введение звуков в речь ребенка. Другими словами, формируется привычка правильного произношения, вытесняя привычку дефектного произношения. В логопедической практике много случаев, когда летний период «отбрасывает» положительные результаты коррекции на несколько шагов назад. Особенно это важно для детей, которым предстоит пойти в школу.

Также обогащение пассивного и активного словаря ребенка и развитие у него грамматически правильной фразовой и связной речи – это задача, которую родители должны решать ежедневно. Не упускайте малейшего повода что-то обсудить с вашим ребенком. Именно обсудить. Одностороннее «говорение2, без диалога – малополезно. Неважно, кто при этом молчит: ребенок или взрослый. В первом случае у детей не развивается активная речь, во втором – пассивная (умение слушать, слышать, понимать речь; своевременно и правильно выполнять речевую инструкцию; вступать в партнерские отношения; сопереживать услышанное).

Надеюсь, что я убедила вас, уважаемые родителями в необходимости проводить логопедические занятия с ребенком, особенно сейчас, во время карантина и летом.

Откуда взять материал для занятий? Обратите внимание на ваши логопедические альбомы, на мой сайт учителя-логопеда Славкиной Татьяны, где вы сможете найти полезный материал для занятий.

Следуйте рекомендациям для автоматизации звуков.

1.     Следите за поставленными звуками, добивайтесь правильного произношения, иначе проделанная работы может пойти насмарку.

2.     Исправляйте неверно произнесенные ребенком слова. Поправляйте речь ребенка СПОКОЙНО, произнося слово, верно, не требуйте СРАЗУ повторить слово правильно. Главное, обратить внимание на неверное произношение!

Упражнения для развития фонематических процессов.

1.     Определение количества звуков в слове СОМ. Какой 1, 2, 3 звуки?)

2.     Придумывание слов с определенным количеством звуков.

3.     Узнавание слов, предъявленных ребенку в виде последовательно произнесенных звуков. (какое слово получится из этих звуков: «К – О – М»

4.     Образование новых слов путем замены в слове первого звука на какой-либо другой звук. (Дом-сом, лом-ком)

5.     Подобрать картинки или назвать слова, в названиях которых 3-4 звука.

6.     Подобрать слова, в которых заданный звук был бы в начале, середине, конце слова (Сом, маСка, морС)

Упражнения для формирования грамматического строя речи.

1.     Упражнения на обучение изменять слова по числам, падежам (один сад, а много сады; много это глаза – а один …, много это уши – а одно…, одна конфета – а шесть … и т.д.)

2.     Упражнения на обучение образовывать новые слова (уменьшительные, ласкательные или увеличительные формы): дом – домик – домище, рука – ручка – ручища, лапа – лапка – лапища и т.д.

3.     Подбери подходящее по смыслу слово: большой сад, а маленький …, маленькая куколка, а большая … .

4.     Закончи предложение: весной картошку сажают, а осенью …, воду наливают, а соль … .

5.     Назови детенышей животных: кто у медведицы – медвежата, у коровы - …, у слонихи - …, у овцы - …, у лошади - … .

6.     Если кораблик из бумаги, значит он бумажный, а шуба из меха меховая, стакан из стекла – стеклянный, лопатка из металла – металлическая, стена из кирпича – кирпичная и т.д.

7.     У лисы хвост лисий, а у зайца, у собаки, у кошки, у петуха, у медведя?

8.     Если днем жара, то день жаркий, а если мороз - …, ветер - …, дождь – и т.д.

9.     Поиграть с словесную игру. Намеренно исковеркать фразу, попросить ребенка найти ошибку и вместе разобрать как нужно произносить слова. (в лес грибы растёт, шишка большой на ёлке растёт)

10.  Начать предложение, а ребенок пусть сам его закончит, подбирая разные варианты.

Упражнения на развитие связной речи.

1.     Необходимо учить ребенка давать полный ответ на вопрос.

2.     Вызывать у него желание о чем-то рассказать.

3.     Расспрашивайте о важных для него событиях.

4.     Внимательно слушайте ребенка и направляйте его сбивчивый рассказ путём вопросов по содержанию.

5.     Подсказывайте, поправляйте ударение и произношение, но всегда давайте возможность выговориться.

6.     Упражнения для формирования связной речи: описание предметов, рисунков, пересказы знакомых текстов, придумывание историй и сказок, беседы, составление и написание писем, поздравлений, составление предложений по заданным словам и т.д.

 

Стихи для разучивания с детьми на автоматизацию звуков Р и Л.

 

РА

1
Жираф у озера бродил,
А крокодил его дразнил:
— Жара, не правда ли, жираф?
А мне — прохладно!.. Я не прав?..
— Вам, крокодил, узнать пора:
Жирафам не страшна жара!

2
Рада, рада детвора:
В небе радуга с утра!
Всеми красками играет!
Здравствуй, радуга! Ура!

3
У бобра —не нора,
Не берлога, не дыра!
Он — работник, он — творец!
У бобра в реке — дворец!

4
С утра до вечера играл,
Потом в кровать ракету взял!..
Теперь продолжится игра
От вечера и до утра!

5
Утром радио играло
И прогноз передавало:
— У окраин Петрограда
Ждите ветра, грома, града,
И бурана ждите!.. Впрочем,
Наш прогноз ещё не точен!..

6
Рая — старшая сестра
Карачарова Петра!
Для программ эстрадных Рая
Подбирает номера!

7
Рая раму протирала,
Рая тряпку разорвала…
Рая, раму тебе — рано!
На руке у Раи — рана!

РО

8
Шёл сурок на урок,
Нёс в коробочке пирог…
Съест сурок свой пирог,
Как закончится урок!

9
У сороки и вороны
В сковородке — макароны!
У воробушка Ерошки
Есть горошки на дорожке!

10


Шёл морозною порой
Рома в рощу, как герой!
Рома весел и здоров:
В роще он нарубит дров!

11
У Мирона и Андрона
Нет ни трона, ни короны!
Но зато Мирон с Андроном
Не боятся бури с громом!

РЫ

12
Рысь брала на рынке
Рыжики в корзинке!
Рысь брала на рынке
Брынзу в рыжей крынке!

13
Рыбак на рынок шёл, а там — закрыто!
Закрыли старый рынок до поры…
Рыбаку рыбки попросил корыто
И пёстрые шары для детворы!

РУ

14
Бруснику в кружку соберу —
Ватрушку сделаю к утру!

15
Маруся, как зашить дыру?
Иголку в руки я беру…
Кручу, верчу её в руках…
Маруся, как зашить рукав?

ЛА

1
Балалаечка играла —
Алла пела и плясала.
Балалайка замолчала —
Плачет Алла: «Мало! Мало!»

2
Лада в ладушки играла,
Лана платье полоскала,
Я оладушки жевала,
Лайка молоко лакала!

3
Лайка выла и скулила —
Лара лапку ей лечила.
Лайка весело скакала —
Лапка лайки заживала!

4
У Лары порвалась футболка —
Ей Мила подала иголку.
У Лары растрепалась чёлка —
Ей Мила подала заколку!

ЛО

5
Два пилота по болоту
Шли в калошах. Рядом — лошадь!
Лошадь без калош! Ну что ж!
Нет у лошади калош!..

6
Есть у лодочки весло,
Есть у белочки дупло,
Да и лосю повезло:
Лосю в логове тепло!

ЛЫ

7
— Коля, милый, дай мне вилы!
Что ты вялый и унылый?
— Дал бы вилы, дал бы пилы —
Не осталось в жилах силы!..

8
Смелый лыжник улыбался:
Плыл на лыжах и смеялся!
… Как же он на лыжах плыл?..
Это водный лыжник был!

ЛУ

9
Золушка-голубушка
Лунный луч взяла
И клубок голубенький
Ниток напряла.
Улыбнулась лучику,
Вдела нить в иглу…
Лучшее получится
Платье на балу!

10
Шла с лукошком к рынку Луша.
Что же Луша купит? — Слушай!
Не белугу, не метлу…
Луше нужен лук к столу!

Л, ЛА, ЛУ, Л О, ЛЫ и др.

11
Белка прыгнула на ёлку.
Сколько шишек! Повезло!
Сорвала их втихомолку,
Унесла в своё дупло!

12
Клава в классе так устала! —
Сложные слова писала!
Да усталость поборола.
Знала: школа — это школа…

13
Сделать я урок мечтал —
На столе забыл пенал.
В классы я играть хотел —
Да забыл на полке мел.
Я бы булку пожевал,
Да раздумал. И не стал.

14
Играл в футбол. Забил я гол.
Потом устал. Потом упал.
Вот врач пришёл. Смотрю — укол!..
Я закричал. И убежал!

15
И зал блистал, и пол сверкал…
И этот бал волшебным стал!

16
На ладошке ландыш белый —
Слабый, ласковый, несмелый…
Я сорвал его случайно!..
Ах, как глупо и печально!..

17
Ползарплаты заплатили
Мы за платье и платок,
Блузку с блёстками купили,
Плавки, плащ и поплавок!

18
Клубнику сажала,
Клубнику растила —
Плоды эти сладкие
Я заслужила!

 

 

 

 

 

 

 

Уважаемые родители!

Для вас и ваших детей вы можете найти необходимый материал по занятиям дома на моем сайте www.saittatianislawkinoi.com