Гордиться - значит знать!

Муниципальное Бюджетное Дошкольное Образовательное Учреждение детский сад №9 "Солнышко"

Нижегородская область, Кулебакский район, г. Кулебаки, ул. Адм. Макарова, д.2а

Телефон

8 (83176) 5 - 12 - 91

Эл. почта mbdouds9@bk.ru

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ «ПОДДЕРЖКА СЕМЕЙ, ИМЕЮЩИХ ДЕТЕЙ»

Кулебаки-округ.рф
Госуслуги

ГСПИ

Официальный интернет-портал правовой информации

Роскомнадзор по Приволжскому Федеральному округу
Результаты независимой оценки качества оказания услуг в сфере образования по образовательным учреждениям г.о.г. Кулебаки

 

солнышко

 

 

 

 

 

МБДОУ детский сад №9 "Солнышко"

Адрес: Нижегородская область, г. Кулебаки ул. Адм. Макарова, д.2а
Телефон: 8 (83176) 51291
Эл. почта: mbdouds9@bk.ru

Сотрудничество учителя-логопеда и педагогов детского сада.

Консультации педагогам.

"Организация совместной деятельности учителя-логопеда и педагогов ДОО  в группе для детей с нарушениями речи"

Одной из важных задач, решаемых государством, является предоставление государственной гарантии доступности  равных возможностей получения полноценного образования детьми с ограниченными возможностями здоровья. Соответственно и дети с тяжелым нарушениями речи должны получать своевременную и квалифицированную коррекционно-логопедическую помощь в условиях ДОО. При этом все более значимой становится проблема поиска эффективных способов работы по коррекции речи.

 В последнее время особо пристальное внимание в ДОО обращено на реализацию принципа комплексного подхода, который предполагает наличие тесной взаимосвязи между работой всех педагогов детского сада, направленной на комплексное изучение и устранение речевых расстройств, а также предупреждение возникновения последствий дефектов речи у детей. Только при тесном сотрудничестве и единстве требований специалистов возможно преодоление имеющихся у детей нарушений речевого развития. В логопедической группе особую роль приобретает сотрудничество учителя-логопеда и воспитателей ДОО.

  Совместная деятельность учителя-логопеда и воспитателей ДОО организуется в соответствии со следующими целями:

  • повышение результативности коррекционно-логопедической работы;
  • рациональное распределение занятий логопеда и воспитателей в течение дня для исключения перегрузки детей;
  • адекватный подбор форм, методов, приемов и средств коррекционно-педагогической деятельности логопеда и воспитателей, нацеленных как на всю группу, так и на отдельного ребенка, соблюдение принципа индивидуализации образования.

В работе над речью перед воспитателями и учителем-логопедом стоит общая цель: сформировать правильную речь, как полноценное средство общения, необходимое для общего развития ребенка. И учитель-логопед и воспитатель заняты формированием  звуковой стороны речи, работают над обогащением словарного запаса, обучают грамматически правильной речи, рассказыванию, воспитывают речевую активность.

  Вместе с тем функции воспитателя и учителя-логопеда должны быть достаточно четко определены и разграничены. Ведущая роль в этой работе, безусловно, принадлежит учителю-логопеду.

Задачи, стоящие перед учителем-логопедом в коррекционной работе:

  • создание условий для проявления речевой активности и подражательности, преодоление речевого негативизма;
  • обследование речи детей, психических процессов, связанных с речью, двигательных навыков и жизненнных компетенций;
  • заполнение речевой карты, изучение результатов обследования, мониторинг и уточнение речевого диагноза, написание индивидуального маршрута при необходимости;
  • обсуждение результатов обследования, составление психолого-педагогической характеристики группы в целом;
  • разработка рабочей программы учителя-логопеда по результатам диагностики;
  • развитие слухового внимания детей и сознательного восприятия речи; зрительной, слуховой, вербальной памяти;
  • развитие фонетического компонента языковой системы: общих речевых навыков (дыхания, голоса, артикуляторной моторики), звукопроизношения; восприятия и воспроизведения звуко-слоговой структуры слов; просодической организации речи(темпа, неречевого и речевого ритма с опорой на зрительное и слуховое восприятие, логического и вербального ударения, интонации);
  • формирование фонетических процессов: фонематического восприятия; фонематического анализа и синтеза; фонематических представлений;
  • совершенствование лексического компонента речи: активизация словарного запаса, формирование обобщающих понятий;
  • формирование навыков словообразования имен существительых, имен прилагательных и глаголов;
  • формирование грамматического строя речи: навыков словоизменеия имен существительных, имен прилагательных и глаголов; синтаксической структуры предложения;
  • совершенствование связной речи (диалогической и монологической);
  • совершенствование графомоторных навыков и обучение грамоте;
  • предупреждение нарушений письма и чтения;

Задачи воспитателя: 

  • создание обстановки эмоционального благополучия детей в группе;
  • обследование общего развития детей, состояние жизненных компетенций;
  • заполнение протокола обследования, изучение результатов с целью создания по необходимости индивидуального маршрута коррекционной работы для отдельного ребенка;
  • составление психолого-педагогической характеристики группы в целом и создание рабочей программы;
  • воспитание общего и речевого поведения детей, включая работу по развитию слухового внимания; расширение кругозора детей;
  • совершенствование речевого дыхания, ариткуляционной и тонкой ручной моторики детей; постоянный контроль над правильным произношением поставленных звуков, дифференцируя их со смешиваемыми фонемами на слух и в произношении, используя речевой материал, ркомендуемый логопедом;
  • совместная работа с логопедом по лексической теме при проведении занятий в группе в течении недели; активизация, обогащение и уточнение словарного запаса детей во всех режимных моментах;
  • включение отработанных грамматических конструкций в ситуацию естестенного общения у детей (сюжетно-ролевые игры, обучающие, игровые ситуации); закрепление навыков словообразования, контроль над грамматической правильностью речи детей в течение всего времени общения с ними;
  • формирование связной речи (заучивание стихотворений, потешек, пересказ текстов, формирование навыка составления короткого рассказа, предваряя логопедическую работу в этом направлении, знакомство с художественной литературой); развитие диалогической речи детей через использование подвижных речевых, настольно-печатных игр, сюжетно-ролевых и игр-драматизаций, театрализованную деятельность.
  • закрепление графомоторных навыков и изучаемых букв.

   Работа воспитателей и логопеда по соверешнствованию речевых умений и навыков различна по организации, приемам, продолжительности.

Основное отличие: учитель-логопед предупреждает появление дефектов речи, корректирует имеющиеся речевые нарушения, проводит профилактику возникновения вторичных наслоений, а педагог под руководством учителя-логопеда закрепляет полученные положительные результаты, а так же организует предварительную работу по подготовке к некоторым занятиям логопеда. Таким образом, воспитатель обеспечивает необходимую познавательную и мотивационную базу для формирования полноценной речи.

   Воспитатели выполняют задания учителя-логопеда ежедневно, используя индивидуальные, подгрупповые и фронтальные формы работ, а также режимные моменты.

Коррекционная работа вне занятий: во время режимных моментов, самообслуживания, хозяйственно-бытового труда и труда на природе, прогулке, экскурсии, в играх и развлечениях и др. Особая значимость этой работы заключается в том, что она предоставляет возможность широкой практики свободного речевого общения детей и закрепления речевых навыков в повседневной жизни и деятельности детей и прфилактику "кабинетной речи".

Таким образом, воспитатели должны знать основные направления коррекционной работы, возрастные и индивидуальные особенности формирования речи дошкольников, понимать особенности произносительной и лексико-грамматической сторон речи и учитывать речевые возможности каждого ребенка. Воспитатели должны создавать условия для развития речевой деятельности и речевого общения детей: организовывать и поддерживать речевое общение детей на занятиях, вне занятий, побуждать внимательно слушать других детей и вслушиваться в содержание высказываний; создавать ситуацию общения; формировать навыки самоконтроля  и критического отношения к речи; организовывать игры на развитие звуковой культуры речи; привлекать внимание к длительности звучания слова, последовательности и месту звуков в слове; проводить работу по развитию слухового и речевого внимания, слухоречевой памяти, слухового контроля, словесной памяти; привлекать внимание к интонационной стороне речи.

Воспитатели логопедической группы не должны: торопить ребенка с ответом; перебивать речь и грубо одергивать, а должны тактично дать образец правильной речи; заставлять ребенка произносить фразу, насыщенную еще не поставленными у него звуками; давать заучивать тексты и стихи, которые ребенок еще не может произносить.

Правильно организованное психолого-педагогическое воздействие воспитателей в большинстве случаев предупреждает появление стойких нежелательных отклонений в поведении, формирует в логопедической группе коллективные доброжелательные отношения.